Общая характеристика машиностроительного комплекса
 

В зависимости от того, на какой рынок ориентирована продукция, выпускаемая предприятиями машиностроительного комплекса, их условно объединяют в 4 группы:

- группа отраслей инвестиционного машиностроения (тяжелое, энергетическое, транспортное, химическое, нефтяное, строительно-дорожное машиностроение), развитие которых определяется инвестиционной активностью ТЭКа, строительного и транспортного комплексов;

- группа предприятий тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, машиностроения для перерабатывающих отраслей аграрно-промышленного комплекса (АПК) и предприятий легкой промышленности, зависящих от платежеспособности сельхозпроизводителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции, а также частично от спроса населения;

- электротехника, приборостроение, станкостроение - группа наукоемких отраслей, так называемых комплектующих, развивающихся вслед за потребностями всех других отраслей промышленности, включая и само машиностроение;

- автомобильная промышленность, выпуск продукции которой ориентирован на спрос конечных потребителей (производство легковых автомобилей), а также на потребность предприятий, фирм и исполнительных органов власти (производство грузовиков и автобусов).

Наибольший удельный вес в производстве продукции машиностроительного комплекса занимает автомобилестроение с долей в 31,5% (или около 45% продукции гражданского машиностроения), тогда как на электротехнику и приборостроение и на продукцию тяжелого машиностроения в сумме приходится менее 24% (10,7% и 12,7% соответственно). Наименьшую долю в комплексе занимает станкостроительная промышленность (1,9%). Также незначительные доли приходятся на строительно-дорожное производство, машиностроение для легкой и пищевой промышленности и на производство тракторного и сельскохозяйственного оборудования (доли соответственно 2,1%, 2,6% и 2,7%).Удельный вес продукции подотраслей машиностроительного комплекса представлен на рис. 2.1.1.

Рисунок 2.1.1 - Удельный вес объемов продукции подотраслей машиностроительного комплекса в 2002г. [52]

Чтобы определить, какие позиции занимает отрасль машиностроения, рассмотрим, как за последнее десятилетие поменялась структура промышленности. Нужно отметить, что рассматриваются только отдельные отрасли промышленности, дающие наибольший вклад в ВВП страны. На рисунке 2.1.2. представлено, как изменялся вклад отдельных отраслей в общий объем производства. При составлении графика учитывался валовой объем производства, выраженный в рублях. Как видно из графика, в 90-е годы структура промышленного производства в России значительно изменилась. В 1992 г. произошло драматическое снижение доли машиностроения с 28% до 16%. Одновременно с этим существенно возросла доля предприятий топливно-энергетического комплекса (ТЭК) с 18,1% до 34,5%.

Рис. 2.1.2 - Доля отдельных отраслей в общем объеме промышленного производства. [18]

Представленный график на рисунке 2.1.2 имеет один существенный недостаток: при его составлении не было учтено, что после 1990 г. изменились соотношения цен на продукцию различных отраслей промышленности. В частности, в 1990-2000гг. больше всего выросли цены на продукцию топливной промышленности (более 50 тыс. раз без учета деноминации), цветной металлургии (почти в 44 тыс. раз), пищевой промышленности (40 тыс. раз), черной металлургии (более 35 тыс. раз). В то же время в среднем по промышленности цены за рассматриваемый промежуток выросли в 28,5 тыс. раз, а цены в машиностроении - в 21,3 тыс. раз. Этим частично и объясняется такой перекос в сторону ТЭК в структуре промышленности. На рисунке 2.1.3 приведен график доли отдельных отраслей в общем объеме промышленного производства в 1990-2000 гг., скорректированный на индекс цен в каждой отрасли. Этот график существенно отличается от представленного на рисунке 2.1.2. Снижение доли машиностроения уже не является таким значительным, а доля ТЭК выросла не так сильно до 28,2% (в отличие от 34,5% без корректировки). Объяснение этого противоречия состоит в том, что в 1999 г. значительно выросли цены на энергоносители, что и привело к росту доходов топливных компаний. Однако скорректированный на уровень цен график показывает, что в реальности доля ТЭК не намного превышает удельный вес, занимаемый в промышленности машиностроительным комплексам.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Статистика

Наши партнеры

Интересные факты

Причины существования монополий
Есть несколько причин существования монополий.
Способы взимания налогов
В налоговой практике существует три способа взимания налогов.
Сущность налогов
В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

О проекте

В большинстве стран мира налоги являются необходимым условием их существования, так как они обеспечивают до 90% бюджетных доходов.