Высшей формой ГРЭ является государственное
экономическое программирование. Его задача – комплексное использование в
глобальных целях всех элементов ГРЭ. По мере усложнения задач стали
формулировать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные задачи, определять
порядок их решения и органы, ответственные за исполнение этих решения, выделять
необходимые средства и определять порядок финансирования. Объектами таких
целевых программ обычно являются отрасли; регионы; социальная сфера; различные
направления научных исследований. Программы бывают обычные и чрезвычайные.
Обычные среднесрочные общеэкономические программы составляются, как правило, на
пять лет с ежегодным продлением на один год. Чрезвычайные программы разрабатываются
в критических ситуациях, в условиях кризиса, массовой безработицы, большой
инфляции. Осуществляются они, как правило, средствами административного регулирования.
Практически во всех странах с рыночной экономикой осуществляются целевые
программы. Это, к примеру, приватизация новых земель Восточной Германии после
присоединения к ФРГ. Субъектами экономического программирования являются
государственные учреждения, ответственные за составление программ, их
осуществления и контроль над ними. Программы разрабатываются специальным
государственным органом или министерствами экономики и финансов. Министерство
финансов также разрабатывает план финансирования программы. К разработке
программ также широко привлекаются представители центрального банка, союзы
предпринимателей, торгово-промышленные палаты, профсоюзы. Программа и
финансовый план ежегодно утверждаются парламентом. Государственное
экономическое программирование является достаточно эффективным при решении ряда
хозяйственных задач. В условиях рыночной экономики программирование может быть
только индикативным, то есть носить целевой рекомендательно-стимулирующий
характер, тем не менее, оно является эффективным средством решения
хозяйственных задач разного уровня. Как правило, программы обеспечивают социально-экономическое
развитие в желательном направлении. Программирование позволяет использовать все
средства ГРЭ и избежать противоречивости и несогласованности регулирующих
мероприятий отдельных государственных органов. Государственное финансовое
стимулирование, заказы и закупки в рамках экономических программ оказывают
заметное и неравномерное влияние на конкурентоспособность отдельных предприятий,
положение отраслей, регионов, социальных групп и вызывают сопротивления тех,
чьи интересы были ущемлены. Поэтому на государственные программирующие органы
оказывается всевозможное влияние, отражающее противоречивые интересы отдельных
групп.
|