Государственная Налоговая служба России
имеет давнюю историю. В эпоху Феодальной раздробленности процедура сбора
податей осуществлялась, как правило, самими князьями ,которые с дружинниками периодически объезжали свои владения,
либо по их поручению это делалось специально на то уполномоченными людьми –
данниками. Особые чиновники (таможенник, пошлинники и другие) систематически
собирали дань с населения , значительная часть ,которой передавалась
завоевателям.
Удельный характер
княжения исключал возможность появления на Руси того времени единообразной
налоговой системы. Лишь с появлением Российской государственности и
централизацией власти в конце 15 века сложились предпосылки для создания
специальных органов ,ведающих сбором налогов в масштабе государства.
Прообраз единой
налоговой службы оформился в княжении Ивана 3 с появлением финансового
управления казенного приказа .В царствовании Алексея Михайловича число
приказов ,ведавших сбором налогов значительно увеличилось ,и лишь в 1718 году
они были упразднены Петром 1 в связи с учреждением камер – коллегии ,в
обязательности которой вменялось «надзирание и правление над окладными и
неокладными доходами».
На местах вопросы
налоговой системы решались казенными палатами ,подчиненными министерству
финансов.
Из финансовой
политики и регулятора рыночных отношений налоги были превращены в орудие
классовой борьбы ,в средство экономического подавления не только « капиталистов
и помещиков»,но и большое количество людей, относящихся к среднему классу.
Налоговая система Российской
Федерации представляет собой совокупность налогов и сборов, принципов, форм и
методов их установления ,изменения и отмены, уплаты и применения мер по
обеспечению их уплаты, а также форм и методов налогового контроля и
ответственности за нарушения налогового законодательства.
Задачи налоговой системы- обеспечение
государства финансовыми ресурсами с помощью перераспределения национального
дохода, создания благоприятных условий для развития предпринимательства,
реализация социальных программ.
Главная функция налоговой
системы- фискальная, т.е. формирование доходной части государственного бюджета ,а
также другие функции -это : ослабление дифференциации общества по доходам,
воздействие на структуру и объем производства через механизм спроса и
предложения, регулирование внешнеэкономической деятельности.
Налоговыми органами
признаются- органы Министерства по налогам и сборам Российской Федерации, Федеральная
служба налоговой полиции и органы государственного таможенного комитета.
Органы Министерства по
налогам и сборам Российской Федерации осуществляют методологическое руководство
и контроль за соблюдением налогового законодательства, в т.ч.за правильностью
исчисления и уплаты налогов и сборов. Они построены по принципу многоуровневой
иерархической организации республиканского, областного и районного уровня.
Объектами налогообложения
являются -доходы(прибыль),стоимость определенных товаров, отдельные виды
деятельности налогоплательщиков. операции с ценными бумагами, пользование
природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц ,передача
имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и др. объекты.
Неблагоприятный
налоговый режим для предприятий и физических лиц ,полностью уплачивающих
налоги, приводит к недостатку инвестиций, направленных на модернизацию и
адаптацию к условиям рынка. На это обратил внимание Президент Российской
Федерации В.В.Путин: “ Не должны успокаивать и данные по росту налоговых
поступлений. Нет ни одной развитой страны ,где бы казна на 85 % пополнялась за
счет налогов от предприятий и только на 15 % от физических лиц. Во всем мире
наоборот.”
Изменения в налоговой
системе, взаимоувязанные с бюджетной реформой, должны обеспечить улучшение
ситуации со сбором налогов, которое может быть достигнуто двух взаимосвязанных
действий :продолжение реформирования налоговой системы и борьбы с уклонением от
уплаты налогов. При этом особое внимание должно быть обращено на упрощение
налоговой системы и уменьшения числа налогов, выравнивание условий налогообложения
для всех налогоплательщиков и сокращение налоговых льгот, перенос налоговой
нагрузки на те виды доходов, которые не оказывают негативного воздействия на
легализацию личных доходов, а также проведение комплекса мероприятий, стимулирующих
отказ предпринимателей от теневой экономической деятельности.
Главной задачей
Государственной налоговой службы РСФСР является контроль за соблюдением
налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и
своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов и других платежей, установленных
законодательством Российской Федерации.
Тот факт, что число налоговых
агентов и индивидуальных предпринимателей, нарушающих налоговое
законодательство не уменьшается, говорит о том, что налоговым органам следует
усилить и совершенствовать контроль за соблюдением законодательства, за
правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления налогов в
бюджет.
На сегодняшний день и само
законодательство несовершенно, нередко один закон противоречит другому, а это
положительные предпосылки для недобросовестных налогоплательщиков.
Исходя из этого, автор
ставит целью данной работы показать проблемы и перспективы
совершенствования контроля за поступлением налогов с физических лиц по
Инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по г.Балею и
Балейскому району.
В качестве объекта исследования
рассматриваются налоги:
-налог на доходы физических лиц;
-земельный налог и арендная плата ;
-налог на имущество физических лиц;
-налог с имущества, переходящего в
порядке наследования или дарения.
-единый налог на вмененный доход для
определенных видов деятельности;
|