Защита прав налогоплательщиков — это допустимые законодательством способы оспаривания неправомерных действий (решений) или бездействия налоговых органов и их должностных лиц.
Административное обжалование ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц предусматривает подачу жалобы соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа. Порядок административной защиты регулируется ст. 138-141 НК РФ.
В ст. 139 НК РФ оговариваются порядок и сроки подачи жалобы. Налогоплательщик имеет право подать жалобу в письменной форме в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. Срок давности подачи жалобы может быть восстановлен только при наличии уважительной причины (например, тяжелой болезни, форс-мажорных обстоятельств). До принятия решения по этой жалобе ее можно отозвать на основании письменного заявления налогоплательщика. Однако при этом налогоплательщик теряет право на повторное обжалование тех же актов, действий или бездействия в тот же налоговый орган (тому же должностному лицу).
Итак, все права, которые представлены в ст.21, можно сгруппировать по определенным критериям и представить в определенной системе.
Первая группа прав - права налогоплательщиков в сфере информации об установлении, введении и уплате налогов. Здесь три права и все они новые. В НК они появились как новые, ранее отсутствовавшие и, безусловно, положительные.
Первое право заключается в том, что налогоплательщик имеет право на получение налоговых органов бесплатной информации о действующих налогах, сборах и о правовом регулировании уплаты налогов и сборов. Здесь важно, что это право бесплатное, во-вторых, что оно предоставляется по месту учета налогоплательщика. На самом деле западный стандарт заключается в том, что каждый налогоплательщик наделяется бесплатным пакетом действующих нормативных актов. Для нас это дорого и каждому налогоплательщику выделять пакет налогового законодательства невозможно, тем более что оно обновляется регулярно. До этого мы еще не дошли, но в каждой налоговой инспекции оборудован стенд, в котором дана информация налогоплательщику о тех налогах и сборах, которые взимаются, о его правах и обязанностях. По желанию налогоплательщику можно получить пакет документов, но это уже как платная услуга.
Второе право из этой серии - это право на получение от налоговых органов письменных разъяснений по вопросам применения налогового законодательства. Важнейшее право, кардинально по-иному выстраивающее технологию взаимоотношений налогоплательщика и налогового органа. То есть предполагается, что добропорядочный налогоплательщик, затрудняющийся предусмотреть все возможные налоговые последствия какой-то сделки, может обратиться в налоговый орган, который даст письменное разъяснение по этой сделке либо разъяснит вопрос, который вызывает у него затруднение.
И третье право в группе прав в области информации - это право требовать от налоговых органов соблюдения налоговой тайны. Ст.102 вводит понятие налоговой тайны и право налогоплательщика на сохранность этой тайны. При этом в статье есть перечень сведений, которые к налоговой тайне не относятся.
Следующая группа прав - права налогоплательщиков в сфере привлечения их к налоговой ответственности и в сфере защиты своих прав, поскольку это взаимосвязанные вещи. Здесь можно говорить о праве налогоплательщиков на учет обстоятельств, смягчающих ответственность, праве обжаловать решения налоговых органов, их действия и бездействия должностных лиц. При этом способ защиты остается за налогоплательщиком, то есть можно воспользоваться административным порядком защиты, можно воспользоваться судебным, можно воспользоваться тем и другим одновременно. Здесь налогоплательщик ничем не ограничен.
Нельзя не указать на еще одно право, хотя оно кажется сомнительным - право не выполнять неправомерные требования налоговых органов. Понятно, что неправомерность - это оценочная категория, и если налогоплательщик оценит действия или требования неправомерными, а впоследствии они будут признаны правомерными, то все вредные последствия будут лежать на налогоплательщике. Представляется, что совершенно напрасно появилась эта норма в НК, потому что она как бы закладывает презумпцию неправомерности действий налоговых органов, хотя, наоборот, необходимо исходить из того, что действия и требования налоговых органов правомерны, а обратное доказывается в суде.
Статья 21. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов)
1. Налогоплательщики имеют право:
1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;
2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;
3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;
5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
5.1) на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;
6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;
7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
10) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;
12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;
14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;
15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
2. Налогоплательщики имеют также иные права, установленные настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.
3. Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.
4. Любой из участников договора инвестиционного товарищества имеет право обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц.
|