Налоговая система является одним из главных элементов
рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства
на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального
развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была
адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр
ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную
роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным
отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и
иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная
проблема реформы налогообложения.
Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на
чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги
душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.
Анализ реформаторских преобразований в области налогов в
основном показывает, что выдвигаемые предложения касаются в лучшем случае
отдельных элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок,
предоставляемых льгот и привилегий; объектов обложения; усиления или замены
одних налогов на другие). Однако в сегодняшнее время необходима принципиально
иная налоговая система, соответствующей нынешней фазе переходного к рыночным
отношениям периода. И это не случайно, ибо оптимальную налоговую систему
можно развернуть только на серьезной теоретической основе.
На сегодняшний день существует огромный, причем
теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в
странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было
бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике
экономических, социальных и политических условий сегодняшней России,
ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.
Подчеркнем, что пока не будет выработано авторитетной
целостной концепции реформирования налогообложения и его правовой формы,
результаты любых изысканий в этой сфере останутся не более чем точкой зрения
отдельных коллективов и специалистов. В настоящее время на роль нового, профессионально
составленного, с учётом предыдущих ошибок и неудач, налогового законодательства
претендует Налоговый кодекс, разработанный Правительством РФ, однако, как уже говорилось
он тоже не лишён недостатков и сейчас находится на доработке.
Проблем в сфере налогообложения накопилось слишком
много, чтобы их можно было решить в том порядке, в котором они решались,
отдельными указами и поправками. Лишь незначительная их часть будет так или
иначе решена в недалеком будущем. Но большая их часть вновь будет отложена до
лучших времен, по-видимому, до принятия Налогового кодекса. А до этого
времени наша налоговая система будет ,практически, не способна выполнять те
функции, которые на неё возложены, что, в свою очередь, будет препятствовать
экономическому развитию страны. Поэтому так важно, как можно скорее, доработать
и принять Налоговый кодекс.
|