На сегодня Закон РФ “О
защите прав потребителей” остается по мнению юристов наиболее нарушаемым из
всех действующих законов. Практика показала, что более слабой в правовом плане
стороной в потребительских отношениях является гражданин-потребитель. Всеобщая
правовая безграмотность, как предпринимателей, так и потребителей, порождает
массу проблем в правоприменительной практике и доказывает, что без участия
государственных органов, наделенных властными полномочиями, защита прав
потребителей и в особенности профилактика правонарушений в этой области крайне
неэффективна.
Одним из распространенных
видов нарушений является непредставление потребителям информации о наименовании
хозсубъекта, юридическом адресе. При отсутствии этой информации потребитель
лишен возможности направить претензию нарушителю и защитить свои права.
Так же отсутствие единообразия
в области технического регулирования, применения терминов и определений
продукции приводит к нарушениям требований законодательных актов в этой области
и массовым жалобам потребителей в связи с приобретением товаров ненадлежащего
качества.
Сейчас получила широкое
распространение продажа товаров курьерским способом, посредством рекламы на
телевидении. Возникающие нарушения в этой области связаны с непредставлением
информации о сертификации товара, противопоказаниях и т.д. Отсутствие в ФЗ “О
рекламе” положений, предусматривающих ответственность за непредставление
информации о рекламодателе, изготовителе и продавце значительно усложняет
реализацию норм Закона “О защите прав потребителей”.
Так же законодательным
актом не предусмотрена ответственность за нарушение порядка организации и
проведения лотереи, в связи с чем, продажа товаров по рекламе с применением
розыгрыша получила массовый характер и усложняет соблюдение законодательства.
В то же время потребители
вправе обратиться в суд с иском о защите их прав. Процессуальные льготы, такие,
как освобождение потребителя от уплаты государственной пошлины и т.д.,
значительно облегчают самостоятельную защиту собственных прав, как потребителя,
в суде.
Однако наиболее
эффективным способом оказания помощи в разрешении споров является
предоставление территориальным управлением заключения по делу. Это связано с
тем, что такая форма защиты прав потребителей, как вступление в уже начатый
потребителем процесс для дачи заключения по делу в условиях малочисленности территориальных
управлений является наиболее применимой.
Так же сейчас расширяется
практика предъявления территориальными управлениями исков в защиту
неопределенного круга потребителей. Предметом таких исков является признание
действий хозсубъектов противоправными. Однако территориальные управления МАП
России ограничены в материальных и кадровых ресурсов, в связи с чем, участие в
предъявлении исков в защиту неопределенного круга потребителей принимается
значительно реже.
Рассмотрение исков, как
правило, затягивается по вине ответчиков, в том числе путем неявки их в
судебное заседание. Так же отсутствует судебная практика принудительного
привода или воздействия путем применения штрафных санкций.
Осуществлению полномочий
антимонопольных органов препятствует положение о соблюдении сроков составления
протокола об административных правонарушениях и неоднозначность трактовки
определения “немедленность”, отсутствие достаточного количества мировых судей и
неохотное участие правоохранительных органов в обеспечении привода
правонарушителей для составления протокола.
В территориальные
управления с каждым годом все больше увеличивается численность письменных и
устных заявлений потребителей с просьбой защитить их права. Этому
способствовало ухудшение ситуации на потребительском рынке в связи с
сокращением объема работы по контролю государственными органами. Так же следует
отметить возросшее негативное отношение предпринимателей к госконтролю.
|