Российский механизм
управления экологической деятельности имеет в качестве своих истоков механизм,
который сформировался в 70-80- годы. Наиболее знаменательным событием этого
периода было принятие серии законодательных актов в конце 70-х-начале 80-х годов.
Тогда сформировалась административная система управления природопользованием.
Пика своего развития она достигала в ряде регионов России в порядке
эксперимента были ведены платежи за загрязнение окружающей среды. Данное
событие положило начало формированию системы экономических методов управления
природоохранной деятельностью.
Каковы были причины замены
одной системы на другую, Недостаточно сказать, что формирование рыночных
отношений в России не оставляло других вариантов. К концу 80-х годов особенно
резко стала ощущаться неэффективность административной системы даже в рамках
далеко не рыночной советской экономики. Поэтому в государственной программе
охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов,
рассчитанной на 15 лет, было предусмотрено развитие экономических методов
управления охранной природы.
Как известно, основой
административной системы являются экологические стандарты, устанавливающие
требования к процессам производства, транспортировки, хранения и утилизации продукции,
строительства жилья, производственных зданий, коммуникаций, дорог, линий
электропередач, трубопроводов. Данные требования закреплены в ГОСТ и списках
норм и правил (СНиП).
|