Целью написания данного дипломного проекта ставилось
изучение деятельности органов местного самоуправления по управлению государственной
и муниципальной собственностью. Для достижения данной цели в ходе написания
данной работы решался ряд задач, описанных во введении.
При поэтапном изучении вопроса управления муниципальной
собственностью были сделаны следующие выводы. Очевидно, что отношения
собственности влияют на взаимоотношения различных субъектов гражданского
общества. Одной из важнейших функций собственности, тем более муниципальной,
является социальная. Некоторые авторы в этой связи говорят об «общесоциальном
характере» собственности. Также в ходе проведённого анализа экономической
составляющей понятия муниципальной собственности в сравнении с другими видами
собственности (по объекту) была выявлена схожесть муниципальной собственности с
государственной. А именно по двум параметрам: природа собственника (население)
и социальная направленность объектов собственности.
При изучении вопроса управления муниципальной
собственностью мной проанализировано федеральное законодательство, нормативные
правовые акты. Конституция наделяет муниципальные образования правом
самостоятельно управлять своей собственностью для обеспечения самостоятельности
самоуправления в целом. Гражданский Кодекс Российской Федерации определяет
использование муниципальной собственности через передачу его муниципальным
унитарным предприятиям и учреждениям. При этом важной особенностью является
законодательно зафиксированная защищённость собственника от потери своего
имущества в следствие неуспешной деятельности руководства предприятия
(учреждения) по управлению этой собственностью. Регулирование отношений
муниципальной собственности осуществляется также в соответствии с Федеральными
законами («Об общих принципах МСУ», «О финансовых основах МСУ», «О приватизации
государственной и муниципальной собственности»). Они устанавливают общие
принципы организации управления муниципальной собственностью, а также принципы
и способы использования муниципальной собственности. Например, в качестве
обеспечения муниципальных облигаций. Важным здесь является положение об
использовании муниципальной собственности для получения определённых финансовых
средств.
Рассмотрение муниципальной собственности МО «Светлановское»
показало, что число объектов муниципальной собственности является значительным
и при этом немалая её часть находится в ненадлежащем, зачастую малопригодном
для эксплуатации состоянии. И это создаёт значительные трудности в использовании
муниципального имущества. На капитальный ремонт требуются значительные
средства, которые можно было бы направить на другие – также социально значимые
– нужды, на развитие тех или иных отраслей городского хозяйства.
Как упоминалось выше, основной целью управления
муниципальной собственности является извлечение доходов, получение финансовых
средств, участвующих в формировании доходной части бюджета. А доходная часть
бюджета, в свою очередь, перераспределяется по расходным статьям городского
бюджета. При этом акцент должен быть сделан на обеспечении
социально-экономических интересов горожан. Дальнейший анализ показывает, что
это соответствует действительности: например, в 2005 году значительная часть
средств городского бюджета была направлена на финансирование
жилищно-коммунального комплекса.
В дипломном проекте рассмотрена система управления
муниципальной собственностью, состоящая из двух уровней управления:
·
первый уровень: органы МСУ;
·
второй уровень: так называемые органы муниципального
управления – структурные подразделения мэрии.
Анализ показал значимость именно второго уровня управления
муниципальной собственностью, который напрямую завязан на осуществлении
городской политики в данной сфере и на соответствующее перспективное
планирование. При этом органы МСУ в процессе управления муниципальной
собственностью занимаются решением основных вопросов. В частности, мэрия города
во главе с мэром определяет порядок реализации муниципальной политики
управления собственностью и выступает участником гражданских правоотношений в
этой связи. Структурные подразделения мэрии занимаются работой по реализации
соответствующих действий согласно направлению работы департамента. Ими
осуществляются функции в области планирования, экономики, управления имуществом
и финансами. Участвуя в управлении объектами городской собственности на своей
территории, они являются как бы «проводниками» городской политики в отношении
муниципальной собственности. Одновременно администрации территориальных
округов, действуя на конкретной ограниченной территории, являются довольно
осведомлёнными по вопросам управления муниципальным имуществом, лучше видят
обстановку. Именно они олицетворяют саму идею местного самоуправления –
самоуправление на местах намного эффективнее ввиду лучшего видения ситуации.
Проведённый анализ эффективности функционирования органов,
участвующих в управлении муниципальной собственностью, показал в целом верное
направление использования муниципального имущества (аренда). Была выявлена
положительная тенденция. Но при этом рост показателей мог быть и большим.
Однако недостаточная результативность соответствующей деятельности городских
властей обусловлена большой изношенностью жилищного фонда и коммунального
хозяйства.
Помимо упомянутой проблемы с ветхостью значительного числа
объектов муниципальной собственности существуют и другие проблемы: во-первых, в
сфере управления муниципальной собственностью. Данная проблема заключается в
слабой управляемости руководителей муниципальных предприятий, что влечёт за
собой снижение эффективности деятельности этих организаций. Во-вторых,
регламентированная правовыми актами система контроля за осуществлением
учреждениями хозяйственных операций отсутствует. При этом анализ данных,
полученных в результате проведённых проверок, показал, что большое количество
учреждений использует закреплённое за ними имущество в коммерческих целях. При
этом доходы от использования имущества не перечисляются и не учитываются в
бюджете.
Таким образом, видно, что большинство проблем возникает
из-за несовершенства законодательства, а также «несправедливого» распределения
объектов собственности между «центром» и муниципальными образованиями.
В ходе проведённого исследования был выявлен ряд проблем,
препятствующих наиболее эффективному использованию муниципальной собственности.
А это – в свою очередь – «отвлекает» стратегические ресурсы, которые могли быть
направлены, к примеру, инфраструктуры города. Соответственно выявленным
проблемам в дипломном проекте были предложены следующие пути решения:
·
планомерно, но последовательно перестроить отношения с
руководителями муниципальных предприятий, чтобы повысить управляемость ими;
·
подготовка кадров в сфере муниципального управления;
·
внедрение в сферу управления муниципальной собственностью
системы управление по «слабым сигналам» населения как элемента демократии «на
местах», что даёт возможность наладить более конструктивные отношения с
населением.
Наиболее сложной проблемой остаётся обслуживание ветхого и
аварийного жилищного фонда и коммунального хозяйства (а также других аварийных
объектов: дороги и пр.). Очевидно, что в сложившейся ситуации без помощи
федерального или областного бюджетов не обойтись.
Исходя из представленного здесь анализа, можно
констатировать – задачи, стоящие перед автором работы, выполнены, что позволяет
нам говорить о достижении цели дипломного проекта. В заключение, стоит
отметить, что тема дипломного проекта является довольно широкой: в рамках
дипломного проекта не охватить все аспекты. Следовательно, остаётся большое
поле для исследования проблем управления муниципальной собственностью.
|