Налоговая теория — система научных знаний о сути и природе налогов, их роли и
значении в жизни общества. Налоговые теории представляют собой модели
построения налоговых систем государства различной степени обобщения. Существуют
как обобщенные разработки (общие теории налогов), так и исследования по
отдельным вопросам налогообложения (частные теории налогов).
Общие теории
налогов отражают
назначение налогообложения в целом. Ниже дается представление об общих теориях
начиная со средних веков и до наших дней. (приложение 3)
Суть теории обмена — возмездный характер
налогообложения, т.е. через налог граждане как бы покупают у государства услуги
но охране, поддержанию порядка и др. Эта теория соответствовала условиям
средневекового строя с господством договорных отношений.
Согласно атомистической теории как разновидности
предыдущей налог — результат договора между сторонами, по которому подданный
вносит государству плату за различные услуги. Никто не может отказаться от
налогов, которые выстукают платой общества за мир и выгоды гражданам.
Получается обмен одних ценностей на другие, хотя подобная сделка не является
добровольной и часто не может считаться справедливой.
В соответствии с теорией наслаждения налог есть
одновременно и жертва, и наслаждение. По этому поводу швейцарский экономист Ж.
Симонд де Сисмонди пишет: «При помощи налогов покрываются ежегодные расходы
государства,- и каждый плательщик налогов участвует таким образом в общих
расходах, совершаемых ради него и его сограждан. Цель богатства всегда заключается
в наслаждении. При помощи налогов каждый плательщик покупает не что иное, как
наслаждения. Наслаждение он извлекает из общественного порядка, правосудия,
обеспечения личности и собственности. Наслаждения доставляют также общественные
работы, благодаря которым можно пользоваться хорошими дорогами, широкими
бульварами, здоровой водой. Народное просвещение, благодаря которому дети
получают воспитание, а у взрослых развивается религиозное чувство, — опять-таки
наслаждение. В дополнение ко всем другим наслаждением служит национальная
защита, обеспечивающая каждому участие в выгодах, доставляемых общественным
порядком».
Теория налога как страховой премии рассматривает налоги как платеж,
уплачиваемый на случай наступления какого-либо риска. Здесь налогоплательщик
как коммерсант в зависимости от доходов страхует свою собственность от войны,
стихийного бедствия, пожара и т.д. В рамках этой теории существовал иной подход,
согласно которому налогоплательщик выступает как член страхового общества и
должен уплачивать страховой взнос пропорционально своему доходу и имуществу.
Сторонники классической теории налогов рассматривают
налоги как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать
затраты по содержанию правительства. При этом какая-либо другая роль (например,
регулирования экономики) налогам не отводится; пошлины и сборы не рассматриваются
в качестве налогов.
Учение о правовом государстве приводит к появлению новых
теорий, а именно: теории жертвы и теории коллективных потребностей. Обе
теории содержат идею принудительного характера налога, трактуют налог как
обязанность, вытекающую из самой сути государственного устройства общества.
Теория жертвы создавалась в течение XIX
в., сохранив свою актуальность и в первые десятилетия XX в. Теория коллективных потребностей отразила реалии конца
_Х1Х—начала XX в., обусловленные необходимостью
обоснования роста государственных расходов и увеличения налогового гнета.
Центральная идея кейнсиаиской теории заключается в
том, что налоги являются главным рычагом регулирования экономики и выступают
одним из слагаемых ее развития. При этом большие сбережения как пассивный
источник дохода мешают росту экономики, поэтому их следует изымать с помощью
налогов.
На количественной оценке денежного обращения основана теория
монетаризма. Согласно этой теории налоги наряду с иными компонентами
воздействуют на обращение, через налоги изымается излишнее количество денег (а
не сбережений, как в кейн-сианской теории). Тем самым уменьшаются
неблагоприятные факторы развития экономки.
В большей степени, чем две предыдущие, теория экономики
предложения рассматривает налоги как один из важных факторов
экономического развития и регулирования. Согласно этой теории снижение
налогового гнета приводит к бурному росту предпринимательской и инвестиционной
деятельности. В рамках данной теории американский экономист А. Лэффер
установил математическую зависимость дохода бюджета от уровня налоговых
ставок.
К частным теориям
налогов относится в первую очередь теория соотношения прямого и косвенного
обложения, Финансовая наука достаточно долго искала ответ о влиянии прямого
и косвенного обложения при создании сбалансированной налоговой системы. Во
второй половине XIX в. ученые пришли к выводу, что
построить такую систему в соответствии с основными принципами налогообложения
можно, лишь сочетая па практике обе формы обложения, но с преобладанием его
прямых форм. (приложение
4)
В теории единого налоги лежит мысль, что налоги в
итоге уплачиваются из одного источника — доходов. Поэтому единый налог видится
теоретически более целесообразным, простым и рациональным путем, чем взимание
множества отдельных налогов. Однако практика налогообложения в разных странах
многократно доказала несостоятельность и неосуществимость данного
подхода.
Теория пропорционального налогообложения базируется, па ослаблении
налогового нажима по мере увеличения объекта налогообложения (налогооблагаемые
суммы). Защитниками этого способа обложения всегда выступают наиболее имущие
классы.
Теория прогрессивного налогообложения основана па усилении налоговой
нагрузки по мере роста доходов и имущественного состояния плательщика.
Считается, что богатого гражданина необходимо обложить больше не только
абсолютно, но и относительно. С точки зрения бедняка, налог должен быть не
пропорциональным, а прогрессивным.
Теория переложения
налогов изучает
справедливость распределения .налогового бремени в зависимости от форм
обложения., эластичности спроса и предложения. Исследование ведется по
источникам доходов и по категориям плательщиков. Существуют различные
разновидности этой теории: абсолютная, оптимистическая, пессимистическая и
др. [2, стр 6-11]
|