Налоги: эволюция, определения и формы.
 

    Налоги известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями.

   Налоговая система возникла и развивается вместе с государством. На ранних ступенях государственной организации начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение.

   В развитии форм и методов взимания налогов можно выде­лить три крупных этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помо­щи откупщиков. На втором этапе (XVI — начало XIX вв.) в стра­не возникает сеть государственных учреждений, в том числе фи­нансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавли­вает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И, на­конец, третий, современный, этап - государство берет в свои ру­ки все функции установления и взимания налогов, ибо правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

   Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников, и другие нужды. Изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога.

    Налог — это обязательный безвозмездный платеж (взнос), уста­новленный законодательством и осуществляемый плательщиком в определенном размере и в определенный срок. Налоги зачисляются в бюджет соответствующего уровня и обезличиваются в них. Этим налоги отличаются от всевозможных сборов, которые тоже в обяза­тельном порядке безвозмездно уплачиваются плательщиками в бюджет соответствующего уровня, но при этом должны использо­ваться только на те цели, ради которых они взимались. Сущность и роль налогов проявляются в их функциях: фискальной (обеспечение государства финансовыми ресурсами) и регулирующей (воздействие на общественные отношения в обществе, в первую очередь на производственные процессы). Соотношение этих функ­ций при взимании налогов различается в зависимости от вида налога.

Основными категориями в налоговом законодательстве являются понятия объекта налогообложения

и налоговой ставки

. Объектом налогообложения

называется имущество, на стоимость которого начисляется налог. Налоговая ставка

представляет собой размер налога на единицу обложения.

    Классификацию налогов можно проводить по разным признакам, Законодательство подразделяет налоги на федеральные, налоги субъектов Российской Федерации (региональные), местные налоги. В основу данной классификации положена компетенция соответст­вующих органов представительной власти и местного самоуправле­ния в отношении установления и введения налогов.

По способу изъятия налоги подразделяются на прямые

и косвенные

. Прямые налоги

взимаются с непосредственного владельца объекта налогообложения. Среди этого вида налогов наиболее известен подоходный налог, примерами могут также служить налог на прибыль, налог на наследство и дарения, налог на имущество. Косвенные налоги

, в отличии от прямых, уплачиваются конечным потребителем облагаемого налогом товара, а продавцы играют роль агентов по переводу полученных ими в счет уплаты налога средств государству. Некоторые из них даже указываются отдельной строкой в счете на товар или на его ценнике. К таким налогам относятся налог на добавленную стоимость (НДС), налог с продаж, акцизы (аналог налога  с продаж), таможенные пошлины.

Косвенные налоги являются наиболее весомой частью налоговых платежей в федеральный бюджет РФ. Так, в бюджете РФ на 1998 г. доля доходов государства, полученных за счет косвенных налогов, составляла приблизительно 80% от суммы всех налоговых поступлений.

По характеру начисления на объект обложения налоги и, соответственно, налоговые системы подразделяются на прогрессивные

, регрессивные

и пропорциональные

.

При прогрессивном налогообложении ставки налога увеличиваются по мере роста объекта налога. Другими словами, владелец большого дохода платит не только большую сумму в абсолютном выражении, но и в относительном по сравнению с владельцем меньшего дохода. Наиболее характерным примером прогрессивного налога является подоходный налог с физических лиц.

Для прогрессивных налогов большое значение представляют понятия средней

и предельной налоговой ставки

. Средней ставкой налога называется отношение суммы налога к величине облагаемого им дохода. Предельная налоговая ставка – это ставка обложения налогом дополнительной единицы дохода.

Регрессивный налог

– это налог, который в денежном выражении равен для всех плательщиков, то есть составляет большую часть низкого дохода и меньшую часть высокого дохода. Это, как правило, косвенные налоги.

Пропорциональный налог

– это налог, при котором налоговая ставка остается неизменной, независимо от стоимости объекта обложения. К такого рода налогам, в частности, относятся налоги на имущество предприятий и физических лиц. Вне зависимости от различной стоимости имущества разных предприятий при начислении этого налога в России действуют равные ставки налога.

Как правило, существует определенный перечень льгот по каждому налогу. Однако существует особый порядок комплексных налоговых льгот, устанавливаемых государством, которые могут оказывать существенное влияние на процесс воспроизводства. Такими льготами являются ускоренная амортизация и инвестиционный налоговый кредит.

Политика ускоренной амортизации способствует сокращению сроков амортизационных отчислений путем увеличения размеров годовой нормы отчислений. Таким образом, сокращаются сроки окупаемости оборудования и у производителей появляются стимулы для инвестиций в передовые технологии. Проводя такую политику, государство тем самым отказывается от определенного дохода в виде части налога на прибыль в пользу увеличения степени конкурентоспособности национальной экономики.

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой отсрочку по уплате части налоговых платежей на определенный срок. Кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам на срок от одного до пяти лет. Сумма кредита ограничивается 30% от стоимости  оборудования и не может превышать 50% от суммы начисленного к уплате налога.

   Важнейшими налогами, уплачиваемыми организациями (юри­дическими лицами) различных организационно-правовых форм, яв­ляются: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль, налог на имущество предприятий и др. Физические лица (граждане) уплачивают следующие основные налоги и сборы: подоходный налог с физических лиц; налог с имущества, переходящего в порядке на­следования или дарения; налог на имущество физических лиц; реги­страционные курортные сборы и др.

Общественные отношения, возникающие при установлении, взи­мании налогов и сборов регламентируются нормами финансового права. Указанные нормы имеют определенные специфические при­знаки, позволяющие объединить их в самостоятельную группу. Эту совокупность финансовых норм, регулирующих налоговые отноше­ния, принято называть институтом финансового права или даже под­отраслью — «налоговое право». Нормы налогового права содержат­ся в различных нормативных актах: Конституции государства, федеральных законах о налогах, в иных нормативных актах, регулирующих налого­вые отношения. Совокупность указанных нормативных актов образу­ет налоговое законодательство.

   Налоговая система - совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля.

   1) объект налога

- это доходы, стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование ценными ресурсами, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, установленные законодательными актами.

   2) субъект налога

- это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;

   3) источник  налога

  - т.е.  доход из которого выплачивается налог;

   4) ставка налога

- величина налога с единицы объекта налога;

   5) налоговая льгота -

полное или частичное освобождение плательщика от налога.

   Налоги могут взиматься следующими способами:

  

1) кадастровый  - 

(от слова кадастр - таблица,  справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по  определенному признаку. Перечень  этих групп и их признаки заносится в специальные справочники.  Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.

   Примером такого  налога  может  служить  налог на владельцев транспортных средств.  Он взимается по установленной ставке  от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.

  

2) на основе декларации

   Декларация - документ,  в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то,  что  выплата  налога производится после получения дохода и лицом получающим доход.

   Примером может служить налог на прибыль.

   3) у источника

   Этот налог вносится лицом выплачивающим доход. Поэтому оплата налога  производится до получения дохода,  причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.

   Например, подоходный налог с физических лиц.  Этот налог выплачивается предприятием или организацией,  на которой  работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

   Сyществyют два вида налоговой системы: шедyлярная и глобальная

.

   В шедyлярной налоговой системе

весь доход,  получаемый налогоплательщиком, делится на  части  -  шедyлы.  Каждая  из  этих частей облагается налогом особым образом.  Для разных шедул могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше.

   В глобальной налоговой системе

все доходы физических и  юридических лиц  облагаются  одинаково.  Такая  система  облегчает расчет налогов и упрощает планирование  финансового  результата для предпринимателей.

      Статистика

      Наши партнеры

      Интересные факты

      Причины существования монополий
      Есть несколько причин существования монополий.
      Способы взимания налогов
      В налоговой практике существует три способа взимания налогов.
      Сущность налогов
      В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

      О проекте

      В большинстве стран мира налоги являются необходимым условием их существования, так как они обеспечивают до 90% бюджетных доходов.