Применение
налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения
взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами
предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм
собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью
налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм
собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с
вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется
внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций,
формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
В условиях
перехода от административно - директивных методов управления к экономическим
резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики,
поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги
государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких
производств и ликвидации убыточных предприятий.
На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным
инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они
призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на
формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.
Однако, как показывает опыт развития
благополучных стран, успех национальной реформы прежде всего зависит от
надежности государственных гарантий свободы, обоснованности и стабильности
правоотношений, Отсутствие или неэффективность таких гарантий, как правило,
создает угрозу экономической безопасности государства.
Налоги выражают
обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в
формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают
важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.
Кроме того,
являясь фактором перераспределения национального дохода, налоги призваны:
а) гасить возникающие “сбои” в системе распределения;
б)
заинтересовывать (или не заинтересовывать) людей в развитии той или иной формы
деятельности.
Сколько веков
существует государство, столько же существуют и налоги и столько же
экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения.
Безусловно, налогообложение в
любой стране не может быть чем-то неизменным уже потому, что оно является не
только фискальным механизмом, но и инструментом государственной политики,
которая меняясь, обрекает на перемены и систему налогообложения. В условиях
высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового
фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже
вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование
предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить
не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности
финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на
налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.
|