Когда распалась система
тотального планового хозяйства и всеобщего огосударствления экономики,
естественно, возник вопрос о целесообразности, степени и границах ее
регулирования. Среди экономистов появились адепты свободных, ничем не
сдерживаемых рыночных отношений, теоретики, утверждавшие, что рынок сам
отрегулирует все, что требуется, и добьется сбалансирования хозяйства. Впрочем,
бросаться из крайности в крайность свойственно экономической науке, по
принципу: плохо получается так — сделаем наоборот.
Отсутствие собственного опыта
государственного вмешательства именно в рыночную экономику заставляет нас
обратиться к опыту соседних стран. Нетрудно увидеть, что рыночно ориентированная
экономика и свободный рынок имеют мало общего между собой. Более того,
состояние дел таково, что само понятие "свободный рынок" для
последней четверти XX столетия, пожалуй, можно назвать анахронизмом.
Вмешательство государства в экономические отношения имело место практически
при всех способах производства. И уж, конечно, оно явственно ощущалось тогда,
когда таможенные пошлины стали устанавливать и взимать не только с фискальной
целью, но и с целью защиты интересов своего производителя, когда правительства
стали проводить протекционистскую таможенную политику. А в начальные периоды
развития промышленности Великобритания, США, Япония, другие страны широко
пользовались политикой протекционизма, в первую очередь, чтобы защитить
наиболее слабые отрасли. Еще при великих князьях применяла эту политику и
Россия.
В начале прошлого века
английское правительство регулировало уровень заработной платы, цены, условия
работы, тарифы, защищающие сельское хозяйство и промышленность, устанавливало
запреты на экспорт оборудования и выезд за пределы страны квалифицированных
рабочих. Законы Великобритании регулировали колониальную торговлю, морские
перевозки, многочисленные налоги определяли внутреннее развитие экономики.
Американские экономисты Джексон Грейсон - младший и Карла 0'Делл в своей книге
утверждают, что "в 1815 г. Англия была антиподом свободной экономики".
Напомним, что страна в этот момент была мировым лидером и продолжала укреплять
свои позиции после сокрушения Наполеона Бонапарта. Впоследствии развивающееся
экономическое могущество позволило отказаться от целого ряда регулирующих мер и
ограничений. Но так продолжалось лишь до тех пор, пока на мировой рынок не
вышли новые могучие конкуренты Великобритании в лице Германии и США.
Наиболее активное вмешательство
государства в экономику относится к периоду Первой мировой войны. Именно тогда
начали создаваться военные предприятия за счет государственного бюджета,
осуществляться контроль над производством и потреблением, было взято под
правительственный контроль распределение дефицитного сырья. Значительно
выросла государственная собственность в Великобритании и в Германии.
После войны многие из указанных
мер были отменены как мероприятия чрезвычайного порядка. Но всеобщий экономический
кризис 1929—1933 гг. вновь заставил вернуться к использованию финансовых и
экономических ресурсов государства для поддержания хозяйственной жизни. В США
был пущен в ход государственный кредит, а позднее — правительственные капиталовложения
в промышленность. В Германии был установлен контроль над хозяйством, включающий
принудительное создание картелей. Великобритания провела ряд государственных
мероприятий, способствующих концентрации производства на технически более
совершенных предприятиях. Во Франции в период кризиса 1929—1933 гг. государство
начало вкладывать капитал в убыточные предприятия. Появились смешанные
акционерные компании, как, например, Французская нефтяная компания, Генеральная
трансатлантическая компания и др. В Италии возникла система государственного
участия в основных отраслях экономики и в крупных банках. Были огосударствлены
железнодорожный транспорт, автомобильные дороги, большинство военных заводов,
электроэнергетика.
Во всех этих странах государство
приняло на себя функции экономического исследования конъюнктуры, что дало
качественно новые возможности учета размеров рынка в пределах не только
отдельных отраслей, но и в национальном и в международном масштабах, особенно
после внедрения электронных счетно-решающих устройств.
Еще больше возросла роль
государства во время Второй мировой войны. В гитлеровской Германии были
образованы военные акционерные общества, которые затем превратились в имперские
хозяйственные группы, объединявшие под государственным контролем целые отрасли
производства. В США создался комитет по управлению промышленностью, который
распределял сырье и продукцию, определял в необходимых случаях производственную
программу предприятий и фирм.
После войны меры по
государственному регулированию экономики продолжались и стали постоянными.
Послевоенное восстановление и реконструкция наиболее капиталоемких отраслей
западноевропейской промышленности были осуществлены путем вложения
государственных средств. В Великобритании доля инвестиций в огосударствленные
отрасли экономики составляла 30—40% всей суммы вложений в хозяйство: во Франции
и в Австрии — 30, в Италии — 25, в Бельгии, Нидерландах — 10—15%. Для
послевоенного периода характерно огосударствление крупных кредитных
учреждений.
В руках государства обычно
сосредоточиваются военная промышленность, атомная промышленность, комплексные
предприятия, организации и учреждения, связанные с развитием фундаментальной
науки, исследованиями космоса и т. д. Нередко в руки государства переходят
сырьевые отрасли: угольная, металлургия и инфраструктура, транспорт, связь.
С помощью государства происходит
межотраслевой перелив капитала в размерах, немыслимых при свободных рыночных
отношениях.
Рост государственного участия
вплоть до национализации отдельных отраслей отнюдь не является самоцелью. Это
лишь средство, инструмент проведения экономической политики на конкретном
историческом этапе. В странах с рыночно ориентированной экономикой
неоднократно проводилась приватизация, т.е. передача государственных
предприятий частным компаниям.
Регулирование экономики
осуществляется и путем роста государственного потребления. Оно включает в себя
прямые государственные заказы и заказы государственных предприятий, осуществляемые
путем обычных предпринимательских сделок. В Швеции крупнейшими клиентами
промышленности являются правительственные управления: железнодорожное,
телеграфное, гидроресурсов, строительства дорог и гидросооружений. Их заказы
доходят до 85% от общего объема заказов металлообрабатывающей промышленности.
Государственные заказы обеспечивают надежный, доходный, имеющий тенденцию к
увеличению рынок, поскольку это крупные концентрированные закупки, не зависящие
от колебаний конъюнктуры, так как государство берет на себя производственный и
торговый риски.
Государственное регулирование
экономики привело к подавлению циклического развития, прежде всего модификации
кризисов перепроизводства.
Итак, для современных государств
характерно расширяющееся вмешательство в различные сферы экономической жизни.
Разница лишь в степени этого вмешательства. В США оно меньше, в Швеции больше.
Германия и Япония находятся в этом отношении где-то посередине. О США, где
государственное регулирование экономики ощущается слабее, чем в европейских
странах, авторы книги "США: государство и рынок" пишут:
Государственное регулирование
уже давно стало неотъемлемой составной частью американского хозяйственного
механизма".
Научное обоснование
вмешательства государства в экономику дал выдающийся английский экономист Д.
Кейнс. В 1935 г. вышла его книга "Общая теория занятости, процента и
денег". Он предлагал стимулировать деловую активность, особенно в периоды
спада, путем снижения ссудного процента, увеличения государственных инвестиций
в хозяйство, роста объема общественных работ, регулирования военных расходов.
Концепция Д. Кейнса предполагает расширение емкости рынка, увеличение массового
потребления, смягчение циклических колебаний и в конечном итоге обеспечение
стабильно высоких темпов роста экономики. Регулирование хозяйства
осуществлялось посредством манипулирования спросом с помощью фискальной и кредитно-денежной
политики. Считалось, что государственные расходы служат действенным рычагом,
поскольку сильно влияют на увеличение спроса и производства.
Несколько позже возникла
бюджетная концепция А. Лэффера, также позволяющая государству регулировать
хозяйственную деятельность свободных и независимых производителей и коммерсантов.
Осуществляя воздействие на
экономику, государство, как правило, преследует следующие основные цели:
• достижение постоянного
устойчивого экономического роста;
• обеспечение стабильности цен
на основные товары и услуги;
• обеспечение полной занятости
трудоспособного населения;
• обеспечение определенного минимального
уровня доходов населения;
• создание системы социальной
защищенности граждан, в первую очередь пенсионеров, инвалидов, многодетных;
• равновесие во
внешнеэкономической деятельности.
Достичь этих целей одновременно
практически невозможно. Найти сбалансированное соотношение — это и есть главное
в экономической политике государства.
Выше мы сказали о
государственном участии в предприятиях и государственном потреблении. Но
основным инструментом государственного регулирования является налоговая политика
и финансовое воздействие на частное предпринимательство.
При помощи сугубо экономических
регуляторов, свойственных рыночному хозяйству: налогообложения, кредитования,
инвестирования, государство побуждает принимать желаемые варианты
хозяйственной деятельности, удовлетворяющие общественные потребности.
|