Основы налоговой системы будут
определяться и Налоговым Кодексом РФ, а не соответствующим Законом РФ. Надо сказать,
что ряд принципиальных положений проекта Налогового Кодекса уже находят
практическое воплощение. Мы имеем в виду Указ Президента Российской Федерации №
685 от 8 мая 1996 г. "Об основных направлениях налоговой реформы в
Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины".
В Указе направления налоговой
реформы представлены следующим образом:
• построение стабильной
налоговой системы, обеспечивающей единство, непротиворечивость и неизменность в
течение финансового года системы налогов и платежей;
• сокращение числа налогов путем
их укрупнения и отмены некоторых налогов, не приносящих значительных
поступлений;
• облегчение налогового бремени
производителей продукции (работ, услуг) и недопущение двойного налогообложения
путем четкого определения налогооблагаемой базы;
• расширение практики
установления специфических ставок акцизов, кратных минимальной величине
месячной оплаты труда и таможенных пошлин в ЭКЮ на единицу товара в натуральном
измерении;
• замена акцизов на отдельные
виды минерального сырья ресурсными платежами в форме соглашений о разделе
продукции или стабильных ежемесячных платежей по каждому месторождению в
натуральных единицах измерения добываемого ресурса (продукта) с пересчетом в
рубли по средним экспортным ценам за предыдущий месяц и по курсу, устанавливаемому
Центробанком Российской Федерации на дату платежа;
• консолидация в федеральном
бюджете государственных внебюджетных фондов с сохранением целевой
направленности использования денежных средств и нормативного порядка
формирования доходной части бюджета;
• развитие налогового
федерализма, в том числе установление минимальных значений долей поступлений
доходов от каждого налога в бюджеты разных уровней;
• сокращение льгот и исключений
из общего режима налогообложения;
• увеличение роли экологических
налогов и штрафов.
Чрезвычайно важным является
содержащееся в данном Указе коренное изменение порядка амортизационных
отчислений. Вместо индивидуальных нормативов предполагается введение групповых
нормативов, при котором имущество, подлежащее амортизации, будет объединяться в
несколько категорий. Например, к одной категории будут относиться здания,
сооружения и их структурные компоненты, к другой - технологическое,
энергетическое и иное оборудование, к третьей — автотранспорт, информационные
системы, включая компьютерную технику, офисное оборудование, к четвертой —
нематериальные активы и т. д. Введение этой меры в корне изменит расчеты
прибыли, а следовательно, налога на прибыль предприятий и организаций и других
налогов, уплачиваемых из прибыли. Но главное, такая мера будет способствовать
развитию производства, ускорению обновления оборудования. Цель состоит в том,
чтобы приблизить сроки амортизации к принятым в других развитых странах.
Дальнейшая перспектива основ
налоговой системы связана с принятием Налогового Кодекса. Он должен быть
всеобъемлющим документом, полностью определяющим отношения государства и
налогоплательщиков, функции и полномочия федеральных и региональных органов
государственной власти по установлению и взиманию налогов и сборов. Он должен
также устранить недостатки существующей налоговой системы, сохранив все то
рациональное, что в ней содержится, накопленный положительный опыт. Налоговым
Кодексом будет создана единая законодательная и нормативная база
налогообложения. На наш взгляд. Налоговый Кодекс призван стабилизировать систему
налогов по крайней мере в пределах финансового (в России это календарный) года,
а впоследствии в течение нескольких лет. Он должен искоренить порочную практику
принятия налоговых законодательных актов задним числом. Все изменения должны
проводиться только вместе с формированием бюджета на будущий год и заранее
становиться известными налогоплательщику. Более того — готовящиеся изменения
следует заранее широко обсуждать со специалистами, включая и сторону налогоплательщиков.
Налоговому Кодексу предстоит создать единую комплексную систему налогов в
стране, устранить накопившиеся противоречия, в том числе между законами и
подзаконными актами, четко определить функции, полномочия и ответственность
всех уровней власти в проведении налоговой политики, во введении и отмене
налогов, сборов и налоговых льгот.
Нужно более четко, чем в
настоящее время, определить взаимоотношения государственной налоговой службы и
налогоплательщиков, снять с налоговых инспекций не свойственные им функции
толкования налоговых законов, которые им приходится вынужденно брать на себя,
зато придать им отсутствующие сегодня функции разъяснительной работы с
налогоплательщиками, включая консультации по налоговым вопросам, проведение
лекционных и семинарских занятий, снабжение специальной литературой. Эта
работа, которая пока проводится лишь в инициативном порядке, должна стать
неотъемлемой частью государственной налоговой политики.
Предстоящая замена Закона РФ "Об основах
налоговой системы в Российской Федерации" Налоговым Кодексом РФ отнюдь
не означает коренной ломки системы. Мы не можем отбросить мировой опыт, а
российские налоги базируются именно на нем. Адекватность налогов России и
налогов других развитых стран создает необходимые предпосылки для интеграции
нашей экономики в мировую, для избежания двойного налогообложения при взаимных
инвестициях капитала, для создания совместных предприятий и осуществления
совместных проектов. Учет специфических особенностей и традиций России
совершенно необходим, но он отнюдь не подразумевает особого пути экономического
развития страны.
|