Подводя черту под
всем выше сказанным, еще раз остановимся на основных моментах работы, выделим
ее ключевые аспекты.
Налоговая система - это совокупность
налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке и
используемых государством для централизации части национального дохода в
бюджетах всех уровней с последующим перераспределением в интересах государства.
Она является важнейшим механизмом системы государственного регулирования
экономики и выполняет следующие функции: обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная
функция); поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между
доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними
(социальная функция); государственное регулирование экономики (регулирующая
функция).
Оптимально построенная налоговая
система должна, с одной стороны, обеспечивать финансовыми ресурсами потребности
государства, а с другой стороны, не только не снижать стимулы налогоплательщика
к предпринимательской деятельности, но и обязывать его к постоянному поиску
путей повышения эффективности хозяйствования. Поэтому показатель налоговой
нагрузки, или налогового бремени, на налогоплательщика является достаточно серьёзным
измерителем качества налоговой системы страны. Доказано, что при повышении
налоговой нагрузки доходы бюджета сначала начинают расти, и достигают
максимума, а затем резко снижаются, так как либо предпринимателю не выгодно
развивать производство и он снижает обороты, сворачивает производство, либо
налогоплательщик находит законные и незаконные способы уйти от уплаты налогов.
По набору налогов, их структуре,
способам взимания, ставкам, фискальным полномочиям различных уровней власти,
налоговой базе, сфере действия, льготам налоговые системы различных стран
существенно отличаются друг от друга и кажутся на первый взгляд несравнимыми.
Однако при более тщательном анализе можно выявить две главные общие черты:
постоянный конкретный поиск путей увеличения налоговых доходов государства и построение
налоговых систем на базе общепринятых принципов экономической теории о
равенстве, справедливости и эффективности налогообложения.
Специфика
перехода Российской экономики к рынку и решение проблем взаимоотношений
федерального центра и регионов определяют особенности состава и структуры
налоговой системы нашей страны. Но какие бы основания ни выдвигались для построения
налоговой системы, они не могут опровергнуть требований экономических законов.
Любой экономический закон определяет
основополагающие принципы функционирования экономических отношений,
следовательно, он не может приспосабливаться к сиюминутным потребностям
государства и общества в целом, зависеть от политических интересов и состава законодательной
и исполнительной власти. Власть может игнорировать аксиомы экономических закономерностей
и тем самым направлять развитие народного хозяйства по заведомо ложному пути.
История показала ошибочность этого направления. Ярким примером тому может послужить
экономика СССР, когда в условиях командно-административной системы управления
страной товарно-денежным отношениям отводилась минимальная роль. Доход
государства формировался не за счет налогов, а за счет прямого изъятия валового
внутреннего продукта, проводившегося на основе государственной монополии.
Полная централизация денежных средств и отсутствие какой-либо самостоятельности
предприятий в решении финансовых вопросов лишало хозяйственных руководителей
всякой инициативы, что и подвело страну к финансовому кризису.
Налоговая система, действующая в
России в настоящее время, сформировалась к началу 1992 года. Но уже в середине
1992 года и в последующие годы в нее были внесены существенные изменения.
Появились новые виды налогов, а в существующие были внесены изменения.
Реформирование налоговой системы продолжается и по сей день. Введение
Налогового кодекса Российской Федерации положило начало существенным
изменениям в налоговой системе нашей страны.
Основные положения о налогах и сборах
в Российской Федерации определены Конституцией РФ (ст. 57), Налоговым кодексом
РФ, Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27
декабря 1991 года, федеральными законами о конкретных налогах и сборах.
На территории России взимаются налоги,
сборы и пошлины, которые образуют налоговую систему России. Закон не
предусматривает четких границ между названными видами платежей, так как всем им
присущи черты обязательности и безэквивалентности.
Налоговый кодекс РФ заменяет Закон РФ
от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и
становится основным федеральным законодательным актом, регулирующим проблемы
налогообложения юридических и физических лиц. Он устанавливает принципы
построения и функционирования налоговой системы, порядок введения, изменения и
отмены федеральных налогов, сборов и пошлин, принципы введения региональных и
местных налогов и других обязательных платежей.
В основе Налогового кодекса – принцип
справедливости, означающий, что каждое лицо должно уплачивать законно
установленные налоги и сборы, основанные на признании всеобщности и равенства
налогообложения. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и
различно применяться исходя из политических, идеологических, этнических и
других различий между налогоплательщиками. Не допускается установление
дифференциальных ставок налогов, налоговых льгот в зависимости от формы
собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. В
законодательстве также реализован принцип единства налоговой политики государства,
проявляющийся в установлении закрытого перечня налогов, действующий на
территории Российской Федерации.
Классификация налогов и сборов на
федеральные, региональные и местные соответствует разделению полномочий
законодательных органов власти Российской Федерации, субъектов РФ и органов
самоуправления по введению или отмене налогов или сборов на соответствующей
подведомственной территории. Установление исчерпывающего перечня федеральных,
региональных и местных налогов и сборов будет препятствовать созданию
несовместимых налоговых схем в регионах и на местах, возникновению конфликтных
ситуаций в результате межбюджетного соперничества, что будет способствовать
сохранению единого Российского государства.
Однако всех вопросов Налоговый кодекс
РФ не решил. Так и не удалось создать единую комплексную систему налогов в
Российской Федерации, стабилизировать ее хотя бы в пределах одного финансового
года, устранить противоречия в законодательных актах. До сих пор не до конца
принята вторая часть Налогового кодекса, а значит тот самый пресловутый
ограниченный перечень налогов и сборов взимаемых на территории России который
указан в первой части Налогового кодекса РФ, и на который все так уповают до
сих пор не вступил в силу. Мало внимания уделено борьбе с системой неплатежей.
Но, безусловно, в Налоговом кодексе РФ содержится очень много положительного,
что будет содействовать развитию экономики России, упорядочению взаимоотношений
государственных органов с функционирующими на рынке хозяйственными субъектами.
Не менее важной для России является
проблема распределения налогового бремени. В целом по России, процент изъятия
валового внутреннего продукта в виде налогов и сборов находится на приемлемом
уровне, но при рассмотрении данного показателя необходимо учитывать целый ряд
факторов, таких например, как:
-
практически полное отсутствие налоговой дисциплины
у российского налогоплательщика;
-
так называемый кризис неплатежей, когда
налогоплательщик перечисляет в бюджет не столько, сколько он начислил, а
столько, сколько он может, у многих налогоплательщиков долги по налоговым
платежам прошлых лет давно превысили текущие платежи;
-
по различным оценкам от 25 до 40 процентов
российского ВВП производиться на теневом рынке;
-
неоднородность развития различных отраслей
экономики России, регионов и видов хозяйственной деятельности в части
получаемых ими доходов;
-
наличие в налоговом законодательстве возможности
предоставления значительного числа налоговых льгот и преференций в виде
инвестиционного налогового кредита, налоговых отсрочек и рассрочек, льгот и
других форм вне зависимости от уровня получаемых доходов.
Таким образом, налоговая нагрузка
лежит не на всей массе налогоплательщиков, а только на некоторой их части. Ведь
не платят же налоги «теневики», а показатель ВВП досчитывается Госкомстатом на
предполагаемый объем произведенного ими продукта. Изымаемая доля ВВП
рассчитывается из фактически полученных бюджетом денежных средств, а при
нынешней ситуации начисленные и уплаченные платежи это не одно и тоже. Наличие
большого числа льгот, конечно, оправданно с точки зрения экономической политики
поддержки отдельных отраслей производства, но средний показатель налогового
бремени должен корректироваться с учетом этих условий.
Немаловажное значение имеет и та
экономическая среда, в которой приходится осуществлять финансово-хозяйственную
деятельность и платить налоги российским налогоплательщикам. Неразвитость
рыночных отношений, экономическая и социальная нестабильность, несовершенство и
постоянные изменения налоговой системы страны, разрушение экономических связей
между предприятиями, непрекращающийся спад производства и ряд других немаловажных
факторов, не влияя на абсолютный размер показателя налоговой нагрузки,
относительно увеличивают налоговое бремя российского налогоплательщика.
Проведенное исследование налоговой
системы Российской Федерации, теоретических основ построения налоговых систем
и анализ соответствия структуры налоговой системы России основным принципам и
экономическим законом формирования налоговой системы позволяет сформировать
следующие выводы:
-
российская налоговая система в целом соответствует
теоретическим принципам и экономическим законам построения налоговой системы,
однако существуют отдельные противоречия, которые впрочем неизбежны, но должны
быть сведены к минимуму;
-
налоговая система устанавливаемая Налоговым
кодексом России стала «качественнее», более упорядоченная, это проявилось, в первую
очередь, в отмене действовавших ранее нерациональных налогов и иных платежей,
имеющих налоговый характер. Принципиально сохранены только основные налоги,
формирующие основу российской налоговой системы, - налог на добавленную
стоимость, акцизы, налог на прибыль организаций, налог с доходов физических
лиц, ресурсные и некоторые другие платежи.
-
налоговая система России построена таким образом,
что перед нею все равны. Не существует какой-либо «дискриминации» налогоплательщиков,
скажем, по формам собственности или территориальному расположению. Но вместе с
тем, в российской налоговой системе налоговое бремя перекладывается на
определенный круг налогоплательщиков, вследствие чего они испытывают чрезмерное
налоговое давление.
-
проблема снижения налогового бремени в российской
налоговой системе в значительной степени связана с расширением налогооблагаемой
базы в результате вовлечения в сферу уплаты налогов теневого бизнеса,
«расчистки» неплатежей в экономике, укрепления налоговой и финансовой
дисциплины.
В первой главе приводится множество
определений налога, и одно из них определяет налог как «добровольный платеж»,
«оплата общественных товаров и услуг». Наверно так и должно быть в
высокоразвитом гражданском обществе с развитыми рыночными и экономическими
отношениями. Для того чтобы это определение заработало в России, необходимы
коренные изменения в Российском законодательстве и сознании граждан.
|