Налоговая система — один из
главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом
воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов
социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая
система России была адаптирована к новым общественным отношениям,
соответствовала мировому опыту.
В новой налоговой системе, исходя
из Федерального устройства России в отличие от предыдущих лет, более четко
разграничены права и ответственность соответствующих уровней управления
(Федерального и территориального) в вопросах налогообложения. Введение местных
налогов и сборов, как дополнение перечня действующих Федеральных налогов,
предусмотренное законодательством, позволило более полно учесть разнообразные
местные потребности и виды доходов для местных бюджетов.
И все же новое налоговое
законодательство не в полной мере подходит к новым условиям. Его основные
недостатки следующие: излишняя уплотненность, запутанность, наличие большого
количества льгот для различных категорий плательщиков, не стимулирующих рост
эффективности производства, ускорение научно-технического прогресса, внедрение
перспективных технологий или увеличение выпуска товаров народного потребления.
Действующее законодательство фактически закрыто по отношению к мировому, не
стимулирует привлечение в народное хозяйство иностранных инвестиций. Мировой
опыт свидетельствует, что налоговое законодательство — не застывшая схема, оно
постоянно изменяется, приспосабливается к воспроизводственным процессам,
рынку.
Нестабильность наших налогов,
постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно
играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к
рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и
иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день — главная
проблема реформы налогообложения.
Жизнь показала несостоятельность
сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая
налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и
уменьшая налоговую массу. Выдвигаемые реформаторские предложения касаются в
лучшем случае отдельных элементов налоговой системы. Предложений же о
принципиально иной налоговой системе, соответствующей нынешней фазе
переходного периода, практически нет. И это не случайно, так как оптимальную
налоговую систему можно развернуть только на серьезной теоретической основе,
которой в России еще нет...
Несомненно вся эта неразбериха с
налогами приводит к нестабильному положению в нашей экономике и еще больше
усугубляет экономический кризис. Несомненно, для выхода из кризисного состояния
необходимо одним из первых шагов наладить налоговую систему страны.
|