Налоговая система является одним из главных
элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия
государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и
социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система
России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому
опыту.
Нестабильность наших налогов, постоянный
пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д., несомненно, играет
отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к
рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так
и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная
проблема реформы налогообложения.
Жизнь показала несостоятельность сделанного
упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика,
налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.
Анализ реформаторских преобразований в области
налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения касаются в лучшем
случае отдельных элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок,
предоставляемых льгот и привилегий; объектов обложения; усиления или замены
одних налогов на другие). Однако в сегодняшнее время необходима принципиально
иная налоговая система, соответствующей нынешней фазе переходного к рыночным
отношениям периода. И это не случайно, ибо оптимальную налоговую систему
можно развернуть только на серьезной теоретической основе.
На сегодняшний день существует огромный, причем
теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах
Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы
совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике
экономических, социальных и политических условий сегодняшней России,
ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.
|