Значение малого бизнеса в
рыночной экономике очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни
функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его –
одна из основных проблем экономики. Целью данной работы является исследование
механизма функционирования налогообложения предприятий малого бизнеса,
последовательность образования налоговых ставок. Задачи работы – анализирование
существующих концепций налогообложения, формирование налогооблагаемой базы и
исчисление налогов, варианты возможного развития налоговой системы России.
Выбранную тему я считаю актуальной, так как проведение рыночных преобразований
в экономике немыслимо без создания эффективной системы налогообложения. Эта
система – основной проводник государственных интересов при регулировании
экономики, формировании доходов бюджета, ограничении роста цен и торможении
инфляции.
Малый бизнес в
рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста,
структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых
странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП. Поэтому
абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность
малого бизнеса.
В мировой экономике
функционирует огромное количество малых
фирм, компаний и предприятий.
Например, в Индии число МП превышает 12 млн., а в Японии 9 млн. Малый бизнес,
например, только в США дает почти половину прироста национального продукта и
две трети прироста новых рабочих мест.
Малое предпринимательство,
оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике
необходимую гибкость.
Существенный вклад вносит
малый бизнес в формирование конкурентной среды.
Нельзя также забывать, что
малые предприятия оказывают меньше воздействие и на экологическую обстановку.
Немаловажна роль малого
бизнеса в осуществление прорыва по ряду важнейших направлений НТП, прежде всего
в области электроники, кибернетики и информатики. В нашей стране эту роль
трудно переоценить, имея в виду, развернувшийся процесс конверсии. Все эти и
многие другие свойства малого бизнеса делают его развитие существенным фактором
и составной частью реформирования экономики России.
Чтобы глубже и подробнее
разобраться и понять необходимость малого бизнеса, безусловно, необходимо
рассмотреть опыт ведущих зарубежных стран по развитию малого бизнеса. Во всех
зарубежных странах с нормально развитой рыночной экономикой существует мощная
государственная поддержка малого бизнеса. Например, в Германии субсидии малым
предприятиям составляют около 4 млрд. марок ежегодно. В конгрессе США
проблемами малого бизнеса заняты два комитета. Во главе стоит
Администрация по делам малого бизнеса. В каждом штате есть региональные
отделения по 30-40 человек. Цель Администрации - поддержка малого бизнеса
на государственном уровне. В Японии, где особенно высоко количество малых
предприятий, специально выделены те из них, которые в условиях рыночной
экономики без помощи государства развиваться не могут.
Стимулирующим фактором в развитии
малого бизнеса является налоговая политика государства. Суть налоговой
политики заключается в поэтапном уменьшении предельных ставок налогов и
снижении прогрессивности налогообложения при достаточно узкой налоговой базе и
широкой сфере применения налоговых льгот. Уменьшение ставки налогов в
зависимости от размеров предприятия является одним из методов налогообложения
малых предприятий.
Среднее время жизни малых
предприятий примерно 6 лет. Но число новых предприятий превышает число
закрывшихся.
Все малые предприятия
довольно быстро реагируют на внешние условия и видоизменяют конечную
продукцию, следуя за спросом, осваивая новую
продукцию. Например, малые
предприятия в Японии способны завершить опытное производство в течение недели,
в то время как на крупных предприятиях это заняло бы гораздо больше времени.
Малые предприятия специализируются и на выпуске конечной продукции,
ориентированной в основном на местные рынки сбыта. В основном это
скоропортящиеся продукты, ювелирные изделия, одежда, обувь и многое другое.
Современная структура
рыночной экономики в масштабах России предполагает 10-12 миллионов малых
предприятий, работающих на предпринимательских началах, в то время, как их
фактически насчитывается 300-400 тысяч. Это означает, что малое
предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не
сформировался, а значит, фактически не используется его потенциал.
По закону, малые предприятия
могут создаваться на основе любых форм собственности и осуществлять все виды
хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом.
Можно указать на четыре
недостатка правительственной программы, тормозящих сегодня развитие малого
бизнеса.
Первый фундаментальный
недостаток - это сверхвысокие налоговые ставки с предпринимателей и
населения, которыми правительство пытается обеспечить финансовую
сбалансированность и бездефицитность бюджета. Малое предпринимательство душат
многочисленные налоги и поборы, нередко оставляющие ему 5-10% прибыли. В
результате малые предприятия становятся на грань банкротства независимо от их
народнохозяйственной значимости.
Второй фундаментальный
недостаток реформы связан с логикой развертывания преобразований. Основное
противоречие сегодняшней политики - попытка обеспечить переход к рынку
административно-командными методами сверху, игнорируя основу рыночной системы -
интерес предпринимателя. Сама же логика создания рыночной экономики требует
движения "снизу вверх" - от интереса предпринимателя к
централизованному созданию рыночной инфраструктуры (налоговая, кредитная
политика, банки, биржи) обслуживающей и реализующей этот интерес.
Третий недостаток реформы -
практическая ликвидация источников формирования первоначального капитала для
малого предпринимателя на старте. Существует три источника капитала,
необходимого для начала бизнеса: собственные сбережения населения, кредиты,
приватизационные чеки. Первый источник (400-500 млрд. рублей) был уничтожен
гиперинфляцией, сократившей данный ресурс во многие десятки раз. Второй
источник практически закрыт для малого предпринимательства гигантским процентом
за кредит и нежеланием коммерческих банков, вкладывать деньги в малый
бизнес из-за большого риска и отсутствия гарантий. Третий источник, тоже пока
не работает, кроме того, нужно учитывать их уровень - 10 тыс. рублей.
Выступить инвестиционным ресурсом они не могут, в лучшем случае это будет
маленькое единовременное социальное пособие. Недостаток финансовых ресурсов
и сложность их легального приобретения у государства, могут подтолкнуть
малые предприятия к контактам с теневой экономикой и мафиозными
структурами, и дать последним возможность постепенно внедряться в малые
предприятия, постепенно подчиняя их себе.
Четвертый фундаментальный
недостаток - отсутствие систем государственной и общественной поддержки малого
бизнеса. С большим запозданием создан государственный орган, призванный
содействовать становлению и развитию малого бизнеса - Комитет поддержки малых
предприятий и предпринимательства при Госкомимуществе РФ.
Статус этого комитета, его
подчиненность одному из российских министерств, скудность его финансовых
ресурсов свидетельствуют о крайней ограниченности возможностей,
предоставленных данному органу. Обращает на себя внимание и некоторая
неопределенность в ориентации деятельности данного комитета. Судя по его
наименованию, ему вменяется в обязанность поддержка не только малого бизнеса,
но и предпринимательства в целом, а оно, как известно, опирается не на малый
лишь, но и на средний и крупный бизнес.
Такая задача невыполнима никаким
комитетом. Ее в состоянии решить лишь целенаправленная политика
правительства в целом, и притом за весьма продолжительное время.
Местные власти не обеспокоены
тем, чтобы снизить уровень отчислений малых предприятий в местные бюджеты.
Власти не желают связывать перспективы развития собственного района с малым
бизнесом. Власти не всегда бывают заинтересованы в развитии наукоемких
производств, так как они не приносят районам прямой выгоды. Местные власти
охотней регистрируют предприятия, способствующие в благоустройстве района.
Очень часто малые
предприятия создаются на базе старых государственных предприятий.
Например, в Москве 60% кооперативных кафе преобразовано вместо государственных
предприятий общепита. В итоге, количество кафе не увеличилось, а цены
поднялись достаточно высоко. Такая форма кооперации приводит не к ослаблению
государственной монополии, а к новым формам его проявления. Государственные
научно-исследовательские и проектные учреждения - монополисты в своей области.
Сотрудники этих организаций, объединившись в предприятия, сами решают какие
заказы делать как государственной предприятие, а какие как фирма, по
более высоким ценам.
Эти основные недостатки, да
и многие другие сдерживают развитие малого бизнеса в нашей стране. Достаточно
сказать, что процесс образования малых предприятий в производственной сфере,
начавший набирать силу в 1991 году, в 1992 году фактически прекратился.
Сложившаяся экономическая
обстановка подрывает стимулы к предпринимательской деятельности, которые
только и могут привести к образованию рыночной экономики. Ясно, что в
сегодняшней экономической ситуации одной инициативы, идущей от малых
предприятий, недостаточно. Должна быть мощная государственная поддержка малых
предприятий. Только правильные шаги в области экономических реформ, могут
привести к развитию малого бизнеса, что и приведет к развитию рыночной экономики
в целом.
|