На основе
вышесказанного можно сделать вывод, что поиск путей повышения эффективности
российской системы налогов просто необходим, что совершенствование налоговых
отношений – наиболее трудная область деятельности правительственных органов РФ.
Налоги – это отношение собственности, а поскольку именно проблемы собственности
вызывают в настоящее время противостояние между ветвями законодательной и
исполнительной власти и тем более нет единства мнений и в составе самого
правительства и парламента, то к решению чисто экономических проблем
примешиваются и политические интересы. Разрешение экономикой политических
противоречий требует длительного времени и усилий всех заинтересованных лиц,
начиная от верхних эшелонов власти и заканчивая каждым конкретным человеком.
Все это свидетельствует о том, что в настоящее время не могут быть созданы
налоговые отношения, отвечающие мировым стандартам. Более того, они не могут
быть идентичны этим стандартам, поскольку каждой стране присущи свои
индивидуальные особенности политического и экономического развития.
Все вышесказанное
обуславливает объективную необходимость пристального внимания к современному
состоянию налогообложения. Необходим и методологический, и методический
пересмотр основ налогообложения с целью выведения налоговой системы на
оптимальный уровень. Налоги должны стать не только орудием обеспечения
сбалансированного бюджета, но и мощным стимулом развития народного хозяйства
страны. Они должны способствовать структурно-технологическому совершенствованию
производства, сбалансированию экономических интересов, укреплению всех форм
собственности.
Наша страна постепенно
продвигается к демократическому обществу с социально ориентированной
экономикой. В новых условиях развития изменяется характер государственных
расходов, их доля снижается в направлении финансирования народного хозяйства.
Предприятия, приобретая все большие экономические свободы, способны
самостоятельно решить большинство задач своего хозяйственного развития. Все это
способствует формированию такого состава и структуры государственных расходов,
которые позволяют решить в свою очередь три основные задачи:
-
финансирование
потребностей социально незащищенных слоев населения;
-
обеспечение
потребностей фундаментальных научных исследований;
-
финансирование
систем управления и обороны страны в пределах разумной достаточности.
Однако,
переходный период к рынку требует специфических затрат, обеспечивающих
структурную переориентацию предприятий и отраслей, поддержание территориальных
пропорций хозяйствования, предотвращение последствий неминуемо наступающей
безработицы, поддержание резко снижающегося уровня жизни незащищенных слоев
населения. Все выше названные следствия ломки старых политических и
экономических устоев в нашей стране являются исходной основой, предопределяющим
условием для отработки оптимального уровня налогообложения:
-
сокращение
государственных расходов до оптимального уровня за счет отмены различного рода
финансовых вливаний в неэффективные предприятия и отрасли и выделение
федеральных бюджетных кредитов тем регионам, которые обеспечивают
поступательное продвижение к рынку и рост благосостояния граждан;
-
создание
налоговой системы, стимулирующей развитие экономического базиса, а это –
снижение налогового бремени для предприятий – производителей
конкурентоспособных товаров, услуг;
-
государственное
стимулирование инвестиций различными методами (ценообразование, кредитование,
валютное финансирование и др.).
Таким образом,
совершенствование налогообложения неразрывно связано с созданием прочного
экономического базиса и стабильных политических условий общественного развития.
От того, как скоро это будет создано, зависит формирование устойчивых
предпосылок для постепенного превращения системы налогообложения в фактор
экономического роста.
|