Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в России,
процесс становления рыночных структур обуславливают необходимость изменения
роли государства в экономике. Определение ориентиров развития общества,
обеспечение устойчивых темпов экономического роста и вхождение на мировой
рынок не в качестве сырьевого придатка, а в роли конкурентоспособного
поставщика высокотехнологичной продукции возможно на базе обновления форм и
методов воздействия государства на экономику. Все это требует анализа сущности
государственного регулирования и формирования новой концепции влияния государства
на экономические процессы.
Значимость
всестороннего исследования государственного регулирования инвестиционной
деятельности определяется тем, что управление инвестициями является важнейшим
средством структурного преобразования производственного и социального
потенциала России. Глубинные кризисные явления, характеризующее экономическое
состояние нашей страны вот уже более 10 лет, нашли свое отображение в инвестиционной
сфере. Актуальной задачей становится изучение и обоснование новых инструментов и направлений государственного
регулирования инвестиционной деятельности, соответствующих улучшению
конкурентной позиции страны на мировых рынках. Высокий объем капиталовложений
позволяет осуществить непрерывность воспроизводства, разработку и реализацию
производственных, инновационных и социальных программ и проектов, что делает
возможным увеличение объемов производства, и в итоге, проведение структурной
перестройке промышленности. Увеличение же капиталовложений в свою очередь
весьма проблематично осуществить в условиях неуверенности инвесторов в получении
доходов от вложений или хотя бы возврата инвестированных средств. В связи с
этим основной задачей макроэкономической политики государства в сфере
модернизации промышленной структуры страны является создание условий для
динамичного инвестиционного процесса, так как бюджетных средств явно
недостаточно для проведения модернизации хотя бы одной подотрасли
промышленности – машиностроения, которая, по сути, и обеспечивает все другие
производства производственным аппаратом.
Производство
промышленной продукции составляет одну из самых крупных частей валового
внутреннего продукта. В России этот показатель около 30%. Эта цифра занижена,
потому что большой объем услуг, не исчисляемых как производство промышленной
продукции (монтаж и наладка оборудования, сервисное обслуживание оборудования,
услуги по поводу промышленного маркетинга, по поводу консалтинга в области
промышленной деятельности и др.), тем не менее, производится в сфере
промышленности. Промышленность, в частности машиностроение, обеспечивает национальную
безопасность, производя такую продукцию военно-промышленного комплекса, как
вооружение и военную технику, глобальные системы слежения, наведения, раннего
предупреждения и др.
Машиностроение
неотделимо от научно-технического и технологического комплексов. Это значит,
что специализированные ВУЗы, отраслевые, академические и вузовские институты,
могли бы получать заказы в связи с интересами развития машиностроительного
производства. И здесь государство также должно играть существенную роль, так как
ни одно государство мира не может быть устойчивым, развитым, обеспечить высокий
уровень жизни своему населению, если оно промышленно не развито.
Машиностроение в
ХХ веке стало и в ХХI веке
сохранится как материальная база реализации научно-технического прогресса всех
передовых стран мира. От уровня его развития и от степени совершенства машин в
значительной степени зависит производительность общественного труда и
благосостояние народа. Объективная оценка интеллектуальной собственности России
подтверждает высокий уровень имеющегося в машиностроении потенциала,
достигнутого в предыдущие годы, ценность научных разработок в области
конструирования, современных технологий и оборудования.
Необходимость
увеличения инвестирования именно машиностроения объясняется тем, что только
машиностроение в основном и создает так называемую добавленную стоимость,
добавленная стоимость в свою очередь - это источник финансовых ресурсов для
развития той же машиностроительной отрасли, как с позиций модернизации, так и в
целях наращивания экспорта. В дореформенный период за счет субсидий государства
российское машиностроение могло осуществлять относительно масштабный экспорт, в
настоящее же время, когда государственных субсидий практически нет, отрасль
зачастую сталкивается с трудно разрешимой проблемой "отрицательной
стоимости" (когда производства превышают мировые цены). Уровень
конкурентоспособности российской обрабатывающей промышленности в целом невысок.
По некоторым оценкам, только около 6% ее продукции могут конкурировать на мировых
рынках, а в условиях ускорения процессов глобализации конкурентоспособность на
мировых рынках является залогом стабильного положения страны в мировой
экономике. Доля России на мировых рынках высокотехнологичной продукции
крайне мала, составляя лишь несколько десятых долей процента. Вместе с
тем отечественный машиностроительный комплекс все еще располагают весьма важным
в современных условиях конкурентным преимуществом (хотя и в небольшой степени)
- наличием уникальных передовых технологий, которые опираются на достижения
отечественной фундаментальной и прикладной науки и традицию российской
научно-технической мысли. Такими технологиями располагают, прежде всего,
отрасли ВПК, авиакосмическая и атомная промышленность, судостроение,
производство лазерной техники и средств информатики, разработка программного
обеспечения. Во многом благодаря оборонной продукции Россия поддерживает
удельный вес продукции машиностроения в экспорте на уровне около 10%. При этом
Россия в течение последних лет является четвертым по значению мировым
экспортером вооружений (после США, Великобритании и Франции). Но, несмотря на
все это, инновационная активность предприятий обрабатывающих отраслей
по-прежнему снижается. Лишь около 5% из них занимаются технологическими
инновациями, ведут исследования, разработки, испытания и подготовку нового
производства, закупают новое оборудование. Среди этих предприятий всего 2/5
машиностроительных. Уровень новизны инновационной продукции, определяемый долей
принципиально новых и существенно усовершенствованных изделий, не превышает 12%
общего производства даже инновационноактивных предприятий.
Поэтому для
изменения роли России в мировой экономике важно скорректировать, прежде всего,
макроэкономическую политику, и затем на новой основе строить внешнеэкономическую
стратегию. Мирохозяйственные позиции любой страны определяются в первую очередь
ее конкурентоспособностью. Для России, заметно отставшей от мировых лидеров,
задача повышения конкурентоспособности на всех уровнях, а более всего
высокотехнологичных товаров машиностроительного комплекса становится
первоочередной.
Таким образом, целью данной работы является поиск направлений повышения
эффективности государственного регулирования инвестиционной деятельности в
машиностроительном комплексе России, что, в свою очередь, является залогом
повышения конкурентоспособности продукции комплекса и станы в целом.
Основными задачами дипломной работы являются:
-
анализ государственного регулирования
инвестиционной деятельности в России, необходимости и инструментов воздействия
на инвестиционную активность;
-
рассмотрение существующего положения
машиностроительного комплекса, в частности с точки зрения привлечения
инвестиций;
-
выявление проблем, препятствующих росту
конкурентоспособности продукции машиностроительного комплекса;
-
анализ методик определения конкурентоспособности
продукции, предприятия и машиностроительной отрасли в целом;
-
выявление приоритетных направлений развития
машиностроительного комплекса.
При написании
дипломной работы были использованы научные и периодические издания по теме,
информация, опубликованная Internet-е, правовая система «Гарант», информация Государственного
Комитета России, как в бумажном виде, так и с официального сайта Госкомстата, а
также сайты Российского Союза Машиностроителей, Министерства экономического
развития и торговли (МЭРТ), Центрального Банка России, Торгово-промышленной
палаты РФ.
|