Введение
 

Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в России, процесс становления рыночных структур обуславливают необходимость изменения  роли государства в экономике. Определение ориентиров развития  общества, обеспечение   устойчивых темпов экономического роста и вхождение на мировой рынок не в качестве сырьевого придатка, а в роли конкурентоспособного поставщика высокотехнологичной продукции возможно на базе обновления форм и методов воздействия государства на экономику. Все это требует анализа сущности государственного регулирования и формирования новой концепции влияния государства на экономические процессы.

Значимость всестороннего исследования государственного регулирования инвестиционной деятельности определяется тем, что управление инвестициями является важнейшим средством структурного преобразования производственного и социального потенциала России. Глубинные кризисные явления, характеризующее экономическое состояние нашей страны вот уже более 10 лет, нашли свое отображение  в инвестиционной сфере. Актуальной задачей становится изучение и обоснование новых инструментов и направлений государственного регулирования инвестиционной деятельности, соответствующих улучшению конкурентной позиции страны на мировых рынках. Высокий объем капиталовложений позволяет осуществить непрерывность воспроизводства, разработку и реализацию производственных, инновационных и социальных программ и проектов, что делает возможным увеличение объемов производства, и в итоге, проведение структурной перестройке промышленности. Увеличение же капиталовложений в свою очередь весьма проблематично осуществить в условиях неуверенности инвесторов в получении доходов от вложений или хотя бы возврата инвестированных средств. В связи с этим основной задачей макроэкономической политики государства в сфе­ре модернизации промышленной структуры страны является со­здание условий для динамичного инвестиционного процес­са, так как бюджетных средств явно недостаточно для проведения модернизации хотя бы одной подотрасли промышленности – машиностроения, которая, по сути, и обеспечивает все другие производства производственным аппаратом.

Производство промышленной продукции составляет одну из самых крупных частей валового внутреннего продукта. В России этот показатель около 30%. Эта цифра занижена, потому что большой объем услуг, не исчисляемых как производство промышленной продукции (монтаж и наладка оборудования, сервисное обслуживание оборудования, услуги по поводу промышленного маркетинга, по поводу консалтинга в области промышленной деятельности и др.), тем не менее, производится в сфере промышленности. Промышленность, в частности машиностроение, обеспечивает национальную безопасность, производя такую продукцию военно-промышленного комплекса, как вооружение и военную технику, глобальные системы слежения, наведения, раннего предупреждения и др.

Машиностроение неотделимо от научно-технического и технологического комплексов. Это значит, что специализированные ВУЗы, отраслевые, академические и вузовские институты, могли бы получать заказы в связи с интересами развития машиностроительного производства. И здесь государство также должно играть существенную роль, так как ни одно государство мира не может быть устойчивым, развитым, обеспечить высокий уровень жизни своему населению, если оно промышленно не развито.

Машиностроение в ХХ веке стало и в ХХI веке сохранится как материальная база реализации научно-технического прогресса всех передовых стран мира. От уровня его развития и от степени совершенства машин в значительной степени зависит производительность общественного труда и благосостояние народа. Объективная оценка интеллектуальной собственности России подтверждает высокий уровень имеющегося в машиностроении потенциала, достигнутого в предыдущие годы, ценность научных разработок в области конструирования, современных технологий и оборудования.

Необходимость увеличения инвестирования именно машиностроения объясняется тем,  что только машиностроение в основном и создает так называемую добавленную стоимость, добавленная стоимость в свою очередь - это источник финансовых ресурсов для развития той же машиностроительной отрасли, как с позиций модернизации, так и в целях наращивания экспорта. В дореформенный период за счет субсидий государства российское машиностроение могло осуществлять относительно масштабный экспорт, в настоящее же время, когда государственных субсидий практически нет, отрасль зачастую сталкивается с трудно разрешимой проблемой "отрицательной стоимости" (когда производства превышают мировые цены). Уровень конкурентоспособности российской обрабатывающей промышленности в целом невысок. По некоторым оценкам, только около 6% ее продукции могут конкурировать на мировых рынках, а в условиях ускорения процессов глобализации конкурентоспособность на мировых рынках является залогом стабильного положения страны в мировой экономике. Доля России на мировых рынках высокотехнологичной продукции крайне мала, составляя лишь несколько десятых долей процента. Вместе с тем отечественный машиностроительный комплекс все еще располагают весьма важным в современных условиях конкурентным преимуществом (хотя и в небольшой степени) - наличием уникальных передовых технологий, которые опираются на достижения отечественной фундаментальной и прикладной науки и традицию российской научно-технической мысли. Такими технологиями располагают, прежде всего, отрасли ВПК, авиакосмическая и атомная промышленность, судостроение, производство лазерной техники и средств информатики, разработка программного обеспечения. Во многом благодаря оборонной продукции Россия поддерживает удельный вес продукции машиностроения в экспорте на уровне около 10%. При этом Россия в течение последних лет является четвертым по значению мировым экспортером вооружений (после США, Великобритании и Франции). Но, несмотря на все это, инновационная активность предприятий обрабатывающих отраслей по-прежнему снижается. Лишь около 5% из них занимаются технологическими инновациями, ведут исследования, разработки, испытания и подготовку нового производства, закупают новое оборудование. Среди этих предприятий всего 2/5 машиностроительных. Уровень новизны инновационной продукции, определяемый долей принципиально новых и существенно усовершенствованных изделий, не превышает 12% общего производства даже инновационноактивных предприятий.

Поэтому для изменения роли России в мировой экономике важно скорректировать, прежде всего, макроэкономическую политику, и затем на новой основе строить внешнеэкономическую стратегию. Мирохозяйственные позиции любой страны определяются в первую очередь ее конкурентоспособностью. Для России, заметно отставшей от мировых лидеров, задача повышения конкурентоспособности на всех уровнях, а более всего высокотехнологичных товаров машиностроительного комплекса становится первоочередной.

Таким образом, целью данной работы является поиск направлений повышения эффективности государственного регулирования инвестиционной деятельности в машиностроительном комплексе России, что, в свою очередь, является залогом повышения конкурентоспособности продукции комплекса и станы в целом.

Основными задачами дипломной работы являются:

-         анализ государственного регулирования инвестиционной деятельности в России, необходимости и инструментов воздействия на инвестиционную активность;

-         рассмотрение существующего положения машиностроительного комплекса, в частности с точки зрения привлечения инвестиций;

-         выявление проблем, препятствующих росту конкурентоспособности продукции машиностроительного комплекса;

-         анализ методик определения конкурентоспособности продукции, предприятия и машиностроительной отрасли в целом;

-         выявление приоритетных направлений  развития машиностроительного комплекса.

При написании дипломной работы были использованы научные и периодические издания по теме, информация, опубликованная Internet-е, правовая система «Гарант», информация Государственного Комитета России, как в бумажном виде, так и с официального сайта Госкомстата, а также сайты Российского Союза Машиностроителей, Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ), Центрального Банка России, Торгово-промышленной палаты РФ.

      Статистика

      Наши партнеры

      Интересные факты

      Причины существования монополий
      Есть несколько причин существования монополий.
      Способы взимания налогов
      В налоговой практике существует три способа взимания налогов.
      Сущность налогов
      В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

      О проекте

      В большинстве стран мира налоги являются необходимым условием их существования, так как они обеспечивают до 90% бюджетных доходов.