Проблемы налогообложения на нынешнем этапе
реформирования российской экономики становятся особенно актуальными. Сейчас не
только специалисты, но и многие простые граждане осознали важность такого вида
государственной деятельности, как налоговое администрирование.
Налоговая реформа является очень важной сферой
российских экономических преобразований. Причина этого кроется в том, что
государственное управление в области налогов - прямой способ воздействия на
развитие производства, потребления, на все сферы экономической деятельности.
Государственная власть использует налоги как в фискальных, так и в регулирующих
целях. Обе эти сферы одинаково важны в период переходной к рыночной экономике.
Взимание налогов — по сути перераспределение
собственности в пользу государства для выполнения им собственных задач и
функций. При этом власть императивным путем изымает частную собственность,
поэтому необходима подробная регламентация такой деятельности и неукоснительное
соблюдение налоговых норм. Единообразное исполнение норм налогового
законодательства обеспечивает нормальное формирование государственных доходов.
Реформирование налоговой сферы государства, как
правило, проходит в соответствии с утвержденными принципами и заранее
намеченной программой. Без этого любые реформы обречены на неудачу, поскольку
они носят хаотичный характер. Для того, чтобы точным образом определить
принципы и программу реформирования, желательно проанализировать имевшиеся и
имеющиеся на период реформирования общественные отношения в области
налогообложения и их отражение в налоговом законодательстве.
Рассмотрение особенностей развития российского
налогового законодательства позволяет выявить закономерности его изменения,
которые необходимо учитывать при переходе к рыночной экономике.
Задачей настоящей дипломной работы ставится
хронологическое рассмотрение и анализ российского налогового законодательства,
с целью выявления закономерностей, а также путей и перспектив его развития.
Кроме того, в первой главе работы рассматриваются общетеоретические вопросы
налогового законодательства и налогового права. Изученность таких вопросов у российских
авторов достаточно велика, в то время как развитие законодательства о налогах
не рассматривает никто, за исключением А.В. Брызгалина. Такое положение представляется
странным, особенно в силу провозглашаемого принципа преемственности при современном
реформировании налогового законодательства.
В основу настоящего исследования положены
теоретические труды Г.В. Петровой, А.В. Брызгалина,
Д.Г. Черника, В. Гуреева, Л. Вороновой, Н. Химичевой,
С.Н. Пепеляева, И.О. Аксенова, а также статьи многих других авторов,
затрагивающие рассматриваемую тему. В качестве нормативных источников были
использованы различные редакции, различные официальные источники опубликования,
такие как «Ведомости ВС СССР», «Ведомости Съезда народных депутатов СССР и ВС
СССР», «Собрание актов Президента и Правительства» и другие. Кроме того,
рассмотрена местная законодательная практика, опубликованная в газете «Томский
вестник».
Практическое значение настоящей работы представляется
достаточно большим, так как реформирование налогового законодательства России
протекает весьма сложно, ввиду того, что не учитываются национальные и
исторические особенности его развития. При изменении курса экономической
политики в 1986 году было объявлено о начале интеграции России в мировую
экономику, о переходе к свободному рынку. Была, однако, допущена типичная
ошибка - построение рынка по аналогии с развитыми странами. Российская экономика,
также как и экономика других стран, имеет свои национальные черты, и по этой причине
не все нововведения будут желательными и эффективными в нашем государстве. Поэтому
реформирование налогообложения, как одного из важнейших инструментов регулирования
экономики государства, должно прежде всего опираться на собственный накопленный
опыт и сложившуюся практику, развитие которой будет рассмотрено в настоящей работе.
|