Реформы отношений собственности являются важнейшим
элементом перехода к рыночной экономике. Однако подходы к проведению этих
реформ, их темпам и масштабам, а также альтернативы форм реорганизации
государственного сектора экономики могут существенно различаться. Не во всем
благоприятный первоначальный опыт реформы собственности, когда ставилась задача
предельно быстрого разгосударствления и приватизации большинства предприятий,
заставил частично пересмотреть не только роль государства, но и место
государственного сектора в переходной экономике.
Потенциальное противоречие между функциями собственности и
контроля в корпоративных формах предпринимательства привело к серьезным
конфликтам интересов в большинстве крупных приватизированных предприятий. Во
всех постсоциалистических странах на фоне слабой законодательной проработки
прав собственности интересы менеджмента противостояли интересам акционеров. А
быстрая массовая приватизация по ваучерным схемам сопровождалась еще и
конфликтами интересов внутренних и внешних инвесторов.
В связи с этим широко распространенная в первые годы
рыночных реформ точка зрения на быструю приватизацию и накопление “критической
массы” частной собственности сменилась пониманием особой роли государства и
государственного сектора в переходной экономике.
В переходной экономике государственный контроль отличается
от государственного управления в плановой экономике. Государственные
предприятия должны быть выведены на режим функционирования, соответствующий
основным требованиям рыночной среды, т. е. быть «маркетизированы». Эти требования в основном сводятся
к следующему: жесткий бюджет, конкуренция, реструктуризация
производства и финансов, организация корпоративного управления.
Содержание приватизации.
|