Расходы
бюджета , являясь важной составной частью
государственных расходов в целом, выражают экономические отношения, возникающие
в связи с использованием средств общегосударственного денежного фонда. Формой
проявления этих отношений выступают конкретные виды бюджетных расходов, причем
их многообразие обусловлено действием целого ряда факторов: природой и
функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны,
разветвленностью связей бюджета с национальной экономикой,
административно-территориальным устройством государства и т.д.
В расходы бюджета включаются затраты на финансирование
народного хозяйства, оборону страны, расходы по государственному долгу,
содержание органов управления и правоохранительных органов и др. Разумеется,
расходы бюджета включают в себя и затраты на социально-культурные мероприятия
(образование, здравоохранение, социальное обеспечение).
В современном индустриальном и урбанизированном
обществе огромную роль в жизнеобеспечении человека играет непроизводственная
сфера — важнейший фактор развития производительных сил. Социальная
инфраструктура, в которую входят учреждения народного
образования, здравоохранения, культуры, искусства, социального обеспечения,
занимает видное место в народнохозяйственном комплексе государства. В России в
отраслях социальной инфраструктуры трудится примерно 25% работников, занятых в
народном хозяйстве. Материальные и духовные блага, предоставляемые
предприятиями и учреждениями социальной инфраструктуры, удовлетворяя личные
потребности людей, являются важнейшим фактором воспроизводства рабочей силы и
интенсификации производства.
Необходимость
бюджетного финансирования социальной сферы обусловлена свойствами социальных
услуг как общественного товара, их ролью в социально-экономическом развитии
страны. Однако суммы бюджетных ассигнований не могут определяться по
потребности. Процесс государственного регулирования — это и установление
государственного заказа, подлежащего бюджетному обеспечению, социальных
нормативов, выраженных как в натуральном, так и в денежном исчислении.
Например, законодательством определено, что для системы образования
государственный заказ должен включать такие параметры, как контингент обучаемых,
государственный образовательный стандарт, норматив бюджетного финансирования.
Согласно
Конституции Российской Федерации, федеральный центр должен создать основу для
реализации социальной политики на местах. Важнейшей обязанностью государства
является обеспечение социальных прав, поскольку Россия заявила о себе как
социальное государство. В основе социальных гарантий лежит принцип соблюдения
единого социального стандарта на всей территории страны, единых правил
дотирования регионов. Единообразие, например, распространяется на оплату труда
работников социальной (бюджетной), сферы; гарантируется одинаковый объем и
качество медицинского обслуживания, образования; фиксируется допустимый
уровень безработицы. Однако трехуровневое построение социальной политики
усложняет реализацию федеральной стратегической линии социальной защиты
населения.
Реализация
конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту,
инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей, при
безработице, а также на получение бесплатной медицинской помощи по болезни
обеспечивается не только за счет бюджетных средств, но и за счет средств
государственных и негосударственных внебюджетных фондов целевого назначения.
Например, одним из основных видов социальной защиты населения является
пенсионное обеспечение.
Рассмотрим
классификацию расходов бюджета на социальные цели. Для этого используем
функциональную классификацию расходов бюджета. К расходам на социальные цели
относятся пять разделов этой классификации:
·
Образование
(код – 1400)
·
Культура и
искусство. Кинематография (код – 1500)
·
СМИ (код –
1600)
·
Здравоохранение
и физическая культура (код – 1700)
·
Социальная
политика (код – 1800)
Каждый
из разделов функциональной классификации делится на соответствующие подразделы.
Так, например, раздел «Образование» (код –1400) имеет 8 подразделов:
·
Дошкольное
образование (код – 1401)
·
Общее
образование (код – 1402)
·
Начальное
профессиональное образование (код – 1403)
·
Среднее
профессиональное образование (код 1404)
·
Переподготовка
и повышение квалификации (код – 1405)
·
Высшее
профессиональное образование (код – 1406)
·
Разработки и
исследования в области образования (код – 1407)
·
Прочие расходы в области
образования (код – 1408) ( См. Приложение
2 )
Внутри каждого из разделов предусмотрено распределение
расходов по видам и целевым статьям, показывающим тип учреждения. Так,
например, раздел «Образование» (код – 1400), подраздел «Общее образование» (код
– 1402) будет иметь следующие целевые статьи:
·
Школы-детские
сады, школы начальные, неполные средние, средние
·
Специальные
школы
·
Вечерние и
заочные средние общеобразовательные школы
·
Школы-интернаты
·
Учреждения по
внешкольной работе с детьми
·
Детские дома
Виды расходов в свою очередь делятся
на экономические статьи. Технология распределения расходов на экономические
статьи, показывающие вид финансовой операции, носит унифицированный характер
для любого бюджетного учреждения. Все расходы, в зависимости от экономического
содержания, делятся на текущие и капитальные. Текущие расходы объединены в две
группы: закупки товаров и оплата услуг, субсидии и текущие трансферты. Первая
группа включает в себя расходы на оплату труда; начисления на нее; приобретение
предметов снабжения и расходных материалов (канцелярских, хозяйственных,
мягкого инвентаря и обмундирования, продуктов питания, прочих материалов);
командировки и служебные разъезды; оплату транспортных услуг; оплату
коммунальных услуг с выделением расходов на электрическую, тепловую энергию,
газ, водоснабжение, прочие услуги.
Из второй группы расходов наиболее значимы такие трансферты
населению, как стипендии обучаемым, выдача наличных денег взамен питания,
компенсационные выплаты учителям на приобретение книгоиздательской продукции,
пособия на опекаемых детей и т.п. К капитальным расходам относятся капитальные
вложения в основные фонды: приобретение оборудования и предметов длительного
пользования, новое строительство, капитальный ремонт.
Детализация бюджетных расходов по экономическим статьям связана с
необходимостью усиления контроля со стороны финансирующих и административных
органов за их целевым использованием. Этому соответствует принцип постатейного
выделения бюджетных средств для конкретного учреждения на основе сметно-финансового
обоснования или сметы расходов. Определение объемов бюджетных ассигнований и
распределение разнообразных по своему характеру расходов по экономическим
статьям осуществляет государственный орган управления в пределах выделенных
по бюджету средств на календарный финансовый год.
( См.
Приложение 3 – на примере Социальной политики в 2001 году)
Рассмотрим структуру расходов бюджета на
социальные цели за 2001-2003 годы. Доля этих расходов в Федеральном Бюджете
неодинакова, она составила 16% в 2001 году, 29% - в 2002 и 13%- в 2003.
Традиционно, наибольший вес имеют расходы на социальную политику: 9% всего
Федерального Бюджета в 2001 году, 22% - в 2002 и 6% в 2003, а также на
образование – около 4% в период с 2001-2003 г. Наименьшая доля у расходов на культуру
и искусство и СМИ – около 1%.
Непосредственно в расходах на социальные
цели наибольший вес также у расходов на социальную политику: 56% в 2001 году,
76% - в 2002 году и 48% в 2003%; образование – 25% в 2001 году, 14% в 2002 году
и 31% в 2003; здравоохранение – 12% - в 2001 году, 6% в 2002 и 13% в 2003.
Расходы на культуру, СМИ также составляют ничтожную долю всех расходов на
социальные цели и колеблются от 2 до 4% .
В бюджете на 2003 год виден рост расходов
по всем статьям расходов на социальные цели за счет снижения расходов на
социальную политику. Так расходы на здравоохранение в 2003 году составят 13%,
на образование –31%, по сравнению с 6 и 14% в 2002 году. ( См. Приложение 1 ).
За годы экономических и социальных реформ произошли
принципиальные изменения в составе и структуре источников финансирования
социально-культурной сферы. Помимо бюджетных ассигнований используются
внебюджетные источники, в том числе и средства населения. При этом доля бюджета
снижается. Так ассигнования из бюджетов всех уровней на социально-культурные
мероприятия в 1997 году составляли 32,2% к общему объему бюджета РФ, в 2000 –
21,8%.
Бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты несут на себе
всю массу расходов на социальные цели, и просто вынуждены быть
социально-ориентированными. Например, в 2002 году в приоритетном порядке
финансировались расходы на содержание учреждений социально-культурной сферы в
Тверской области. На эти цели было направлено 93,2% расходов бюджета области.
|