Конституция
РФ закрепила за Россией статус социального государства. Приоритет нового
экономического строя: - все для человека. От провозглашения до реального
практического перехода к социальному государству необходима долгосрочная
социальная политика государства, ориентированная на осуществление прав общества
и человека на развитие.
К началу 90-х годов 20 века Россия
обладала довольно развитой сетью объектов социально-культурного назначения,
финансируемых государством. Однако общий уровень их материально-технической
базы, оснащенность современным оборудованием были очень низкими в сравнении со
странами с развитой рыночной экономикой. Причина в недостаточности финансовых
вложений в социально-культурную сферу.
Сегодняшнее состояние социально-культурной
сферы страны характеризуется как кризисное. Статус национальной угрозы
приобрели состояние здоровья населения, образовательный и интеллектуальный
уровень российской науки, падение культурного уровня граждан. Достаточно
отметить, что за последние 10-15 лет развитые страны в 2 раза увеличили
потенциал инфраструктуры и доступность образования. Россия, наоборот, уменьшила
в 1,5 раза и это тогда, когда, как известно, ресурсы являются базовым фактором
развития и в конкурентной борьбе на мировых рынках побеждает та страна, в
который выше уровень профессиональной подготовки работников.
За последние 5 лет реальный уровень
ассигнований на нужды образования в России сократился в 5 раз.
В стране сложилось катастрофическое
положение с состоянием здоровья населения. Россия в мировом рейтинге систем
здравоохранения из 191 стран мира заняла 130-е место, уступив Беларуси,
Украине, Узбекистану, Казахстану, всем закавказским и прибалтийским странам.
Негативным моментом является снижение численности населения страны.
Понятно, что без значительного увеличения
объемов финансирования в социально-культурную сферу невозможно решение
фундаментальных проблем образования, здравоохранения, культуры и искусства. А
без этого невозможно и решение фундаментальных проблем экономического развития
России.
Между тем функционирование бюджетных
учреждений в современных кризисных условиях происходит путем неполного и
нестабильного финансирования. Бюджетное финансирование учреждений
социально-культурной сферы осуществляется исходя из имеющихся финансовых
ресурсов бюджетов всех уровней, без учета норм и нормативов, установленных
законами и другими нормативными актами.
В результате в 2000 году по сравнению с
1990 годом уровень финансирования из бюджета социальных расходов сократился в 2
раза. На социально-культурные мероприятия в последние годы отправляется в
среднем 2-3% ВВП.
Огромную проблему составляет вопрос о
выплате заработной платы работникам бюджетной сферы. Основная нагрузка по этому
поводу ложиться именно на региональные бюджеты. Так после принятия 6 ноября
2001 г. постановления правительства №755 « О повышении тарифных ставок Единой
тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы» одной
только Тверской области на эти цели потребовалось в 2002 г. изыскать свыше 1
млрд. руб. – 9,5% всех расходов ее консолидированного бюджета. Однако, в той же
Тверской области в 2002 году были погашены все задолженности по выплате детских
пособий за 1997-2002 г.
Для изменения ситуации в положительную
сторону необходимо на государственном уровне переоценить роль вложений в
социально-культурную сферу, рассматривая их как выгодные вложения. Во всех
случаях при формировании и использовании бюджетных ресурсов
социально-культурной сферы необходима увязка с фактором увеличения производительной
силы человека и процессом воспроизводства. Сейчас такой увязки нет. Для
исправления ситуации следует разработать и использовать систему стандартов,
финансовых нормативов, регуляторов, учитывающих взаимосвязь «человеческого
фактора» и производительности труда. Наибольший объем услуг
социально-культурного характера оказывают бюджетные учреждения. Поэтому
проблемы формирования и использования финансового механизма бюджетных
учреждений, работающих в новых, рыночных условиях, как никогда актуальны.
Развитие в России рыночных отношений
изменило порядок финансирования бюджетных учреждений в экономике. Теперь они
могут оказывать услуги не только на бесплатной, но и на платной основе и
оставаться бюджетными учреждениями при условии направлении дополнительно полученных
доходов только на расходные статьи, предусмотренные сметой, за исключением
расходов на заработную плату.
Финансовая деятельность государства в
отношении учреждений бюджетной сферы сводится к предоставлению нужного объема
финансовых ресурсов для осуществления социально значимых услуг и выполнения
принятых обязательных программ. На этом перераспределительная функция
государственных финансов в бюджетной сфере заканчивается. Далее каждое
бюджетное учреждение, получив от главного распорядителя бюджетных ассигнований
причитающуюся ему сумму, действует самостоятельно.
Самостоятельность бюджетных учреждений
проявляется и в том, что изъять в бюджет финансовые ресурсы бюджетных
учреждений как юридических лиц нельзя. В то же время настоящий этап
экономического развития страны характеризуется централизацией государственных
финансовых ресурсов и использованием их через лицевые счета Федерального
казначейства. С 1 января 2000 года все средства бюджетных учреждений, в том
числе и внебюджетные, проводят через единый счет Федерального казначейства.
Движение как бюджетных, так и внебюджетных, денежных потоков осуществляется
через лицевые счета в учреждениях Федерального казначейства без права
«свободного» распоряжения заработанными средствами. Необходима четкая определенность
в вопросе о том, можно ли считать дополнительные доходы, самостоятельно
заработанные бюджетными учреждениями их собственными средствами, которыми они
могут самостоятельно распоряжаться и перераспределять в пределах сметных
назначений, или же их следует относить к бюджетным ресурсам.
Централизация государственных финансовых
ресурсов в бюджете необходима. Однако излишняя централизация и регламентация
внебюджетных источников лишает бюджетные учреждения инициативы в развитии и
предоставлении населению необходимых объемов социальных услуг и
заинтересованности в повышении качества обслуживания.
Переход бюджетных учреждений в рынок
сделал возможным задействовать новые финансовые инструменты и методы, которые
ранее не использовались. Изменился и механизм действия ранее используемых
инструментов.
Такими новыми инструментами финансового
механизма являются государственные минимальные социальные стандарты, лизинг,
кредитование, налогообложение и пр. Зарождающиеся рыночные отношения в
бюджетной сфере позволяют также использовать финансовый маркетинг, факторинг,
франчайзинг и др. Особенно перспективным видится использование лизинговых
отношений, которые пока в социально-культурной сфере отсутствуют.
Таким образом, бюджетные учреждения,
функционируя в условиях рынка, имеют множество проблем. Однако теоретического
осмысления требует вопрос о возможности использования рыночных финансовых
методов и инструментов в этой сфере, которые взаимодействуя между собой могут
дать возможность эффективно функционировать финансовому механизму бюджетных
учреждений, способствовать их интеграции в современный рынок.
|