других экономических структур, обладающих влиянием на рынке и не стесненных в своей деятельности регулирующим воздействием государства. Следует отметить, что необходимость участия антимонопольного органа РФ в процессе государственного регулирования монополиями обусловлена не только отрицательными последствиями монопольного поведения.
Существует и обратная сторона медали: разумная дифференциация цен на продукцию (услуги) монополий может служить мощным инструментом экономической политики государства, позволяющим регулировать хозяйственную активность различных отраслей и сглаживать ее сезонные колебания. Иными словами, механизм воздействия на экономику через систему государственного регулирования является эффективным дополнением к фискальной макроэкономической политике.
3
. Преимущества и недостатки государственного и рыночного способов
регулирования тарифов
В настоящее время у правительства РФ имеются достаточно веские основания для того, чтобы отказаться от государственного регулирования тарифов монополий. Сравнительный анализ такого регулирования с рыночным регулированием представляется небезынтересным (табл. №1). В данном случае под рыночным регулированием понимается регулирование монополий в рамках антимонопольного законодательства.
При административном установлении тарифов стимулы монополии к сокращению издержек ослабляются. Монополии сосредотачиваются на «выбивании» максимально высоких тарифов и при этом ответственность за уровень тарифов ложится на государство. Конечно, в случае непринятия со стороны правительственных органов предложений монополистов, последние вынуждены проводить работу и по снижению издержек. Однако это именно вынужденные шаги с их стороны. Отмена же прямого регулирования цен даст ощутимый толчок монополиям для оптимизации собственных издержек.
Оказавшись в равной с другими субъектами хозяйственной деятельности ситуации и подчиняясь исключительно нормам антимонопольного законодательства, монополии получат больший стимул снижать издержки, нежели завышать тарифы.
Постоянно рискуя попасть под санкции контролирующих органов, снижение издержек во многом становится естественным, а не вынужденным. Кроме того, эффективность рыночного контроля проявится в снижении государственных издержек, связанных с постоянным пересмотром тарифов, а также с финансированием органов власти, выполняющих функции государственного регулирования тарифов.
Основные минусы рыночного механизма регулирования тарифов связаны с определёнными недостатками действующего антимонопольного законодательства и естественно уместно говорить о дальнейшем совершенствовании антимонопольного законодательства в целом.
Преимущества и недостатки различных способов регулирования
тарифов монополий с точки зрения государства (таблица
№1
) Государственное регулирование | Рыночное регулирование | Плюсы | Минусы | Плюсы | Минусы |
1.
Государство решает главную задачу – не допускает увеличения тарифов дольше, чем считает нужным.
2.
Легкость контроля за уровнем цен на продукцию монополий.
3.
Возможность административного воздействия на деятельность монополий.
4.
Учет социальных последствий при установлении тарифов.
|
1.
Монополии стремятся установить максимально высокие тарифы.
2.
Государство несет ответственность за уровень назначаемых тарифов.
|
1.
Снижение государственных издержек, связанных с практикой установления тарифов.
2.
Сосредоточение всех контрольных функций в одном антимонопольном органе.
3.
Монополиям в целом не выгодно завышать тарифы, поскольку существует угроза санкций со стороны антимонопольного органа.
4.
У монополий появляется больший стимул снижать издержки, нежели повышать тарифы. |
1.
Трудно доказать факт злоупотребления доминирующим положением со стороны монополий.
2.
Механизм разрешения подобных дел через судебную систему еще не отработан.
3.
Срок рассмотрения дела может занять длительное время.
|
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|