Основы правового регулирования бюджетный процесса
 

Построение бюджетной системы страны определяется ее государственным устройством. Бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность бюджетов, существующих на территории страны.

Под бюджетным устройством понимается организация бюджетной системы, принципы ее построения, взаимосвязь между отдельными бюджетами и порядок распределения доходов и расходов между ними. Как правило, рассматриваются две формы бюджетного устройства: бюджетное устройство федеративных и унитарных государств. В соответствии с Конституцией РФ и бюджетным законодательством в бюджетную систему как самостоятельные части включаются:

- федеральный бюджет,

- бюджеты субъектов Федерации, к которым относятся бюджеты Республик в составе Федерации, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов, краевые бюджеты краев, областные бюджеты областей, городские бюджеты г. Москвы и Санкт-Петербурга;

- местные бюджеты административно-территориальных образований.

Схема консолидированного бюджета РФ представлена в приложении 2.

Бюджетное устройство основывается на таких принципах, как единство, полнота, реальность, гласность и самостоятельность всех бюджетов, входящих в бюджетную систему.

Единство бюджетной системы обеспечивается:

- единой правовой базой;

- использованием единых бюджетных классификаций;

- единством формы бюджетной документации;

- общими принципами бюджетного процесса;

- единством денежной системы;

- взаимодействием бюджетов всех уровней;

- единством социально-экономической, в том числе налоговой политики.

Принцип полноты бюджетного устройства означает, что в каждом бюджете в каждой статье учитываются все затраты и поступления.

Реальность бюджетной системы означает правдивое отражение в бюджете характера доходов и расходов.

Самостоятельность бюджетов заключается в том, что:

- их утверждают соответствующие представительные органы власти;

- исполнение бюджетов осуществляется соответствующими исполнительными органами власти;

- каждый бюджет имеет собственные источники доходов, расходуемые в соответствии с целями конкретного региона.

Принцип гласности

состоит в том, что рассмотрение и утверждение бюджетов и отчетов об их исполнении производится гласно.

В современной литературе можно выделить три основных подхода к определению бюджетного процесса. Они основаны на его трактовке в различных федеральных, региональных и местных законах. Во-первых, бюджетный процесс понимается как регламентированная законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению, утверждению и исполнению бюджетов (см. Закон РСФСР от 10.10.91 №1734-1 «Об основах бюджетного устройства…», «О межбюджетных отношениях .» и т. д.). Во-вторых, в Бюджетном кодексе Российской Федерации бюджетный процесс определяется как регламентируемая нормами права деятельность органов власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. В третьих, определения бюджетного процесса даются в региональных законах и на местных уровнях. Так в законе «Об основах бюджетного устройства и бюджетного устройства и бюджетного процесса в Хабаровском крае» бюджет понимается как регламентированная законом деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению соответствующих бюджетов.

Сравнение содержания вышеприведенных определений бюджетного процесса свидетельствует о том, что его внутренняя структура законодателями и исследователями понимается по-разному. Прежде всего, это касается различных комбинаций участников бюджетного процесса. Если в первом определении речь идет только о деятельности органов власти, во втором – органов государственной власти, местного самоуправления и широкого круга других участников бюджетного процесса, то в третьем – о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Расхождения в определении перечня участников бюджетного процесса представляется как содержательный дискуссионный момент, так как речь идет не о простом перечислении, а о степени реализации участниками своих бюджетных полномочий и выполнение ими своих функций. Вышеуказанное расхождение также позволяет говорить о различных классификациях определений бюджетного процесса. Определения первого варианта следует признать определением в узком смысле слова; определения второго варианта относятся к разряду расширенных; определения третьего варианта относятся к разряду промежуточных, включающих в себя тенденции, как ограничения, так и расширения в понимании бюджетного процесса.

Перейти на страницу: 1 2

Статистика

Наши партнеры

Интересные факты

Причины существования монополий
Есть несколько причин существования монополий.
Способы взимания налогов
В налоговой практике существует три способа взимания налогов.
Сущность налогов
В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

О проекте

В большинстве стран мира налоги являются необходимым условием их существования, так как они обеспечивают до 90% бюджетных доходов.