Межбюджетные отношения на муниципальном уровне.
 

Межбюджетные отношения органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации строятся на следующих принципах:

- взаимной ответственности;

- применения единой для всех муниципальных образований методологии, учитывающей их индивидуальные особенности;

- выравнивание доходов муниципальных образований;

- максимально возможного сокращения встречных финансовых потоков;

- компенсации местным бюджетам в случае уменьшения доходов или увеличении расходов, возникающие вследствие решений, принимаемых органами государственной власти;

- повышение заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении собственных доходов местных бюджетов;

- гласности.

К средствам бюджетного регулирования местных бюджетов относятся:

- нормативные отчисления от регулирующих доходов;

- дотации и субвенции местным бюджетам;

- средства, выделяемые из фонда финансовой поддержки муниципальных образований;

- средства, поступающие по взаимным расчетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Нормативы отчислений от регулирующих доходов, а также доли средств, выделяемых из фонда финансовой поддержки муниципальных образований, устанавливаются на основе методологии, разрабатываемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок предоставления субвенций устанавливается нормативными правовыми актами органов государственной власти, которые осуществляют контроль за целевым использованием выделенных средств.

Фактически увеличение собственных доходов местных бюджетов в текущем финансовом году, связанное с финансово-хозяйственной деятельностью на территории муниципального образования, не служит основанием для снижения на следующий финансовый год органами государственной власти субъекта Российской Федерации нормативов отчислений от регулирующих доходов в местные бюджеты, а также долей средств муниципальных образований, выделяемых из фонда финансовой поддержки муниципальных образований.

При решении вопроса об оказании финансовой помощи муниципальным образованиям органы государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляют проверку обоснованности предоставления финансовой помощи, достаточность мер по увеличению доходов местных бюджетов, включая их целевое использование.

Органы государственной власти осуществляют контроль за расходованием средств, выделенных ими муниципальным образованиям на выполнение федеральных целевых и региональных программ, а также форме субвенций.

Фонд финансовой поддержки муниципальных образований создается в бюджете субъекта Российской Федерации. Средства фонда формируются за счет отчислений от федеральных и региональных налогов, поступающих в бюджет субъекта Российской Федерации.

В законодательной практике и экономической литературе проблема распределения бюджетных доходов за счет налоговых поступлений от ряда федеральных и региональных налогов получила достаточно широкое обсуждение.

Существующее распределение налогов на федеральные, региональные и местные приводит к ослаблению налогооблагаемой базы местных бюджетов. С другой стороны распределение полномочий сверху вниз закономерно приводит к формированию устойчивых дефицитов местных бюджетов. Решение вопроса заключается в перераспределении бюджетных средств от федерального и регионального бюджета. Одним из элементов этого перераспределения является формирование группы регулирующих федеральных и региональных налогов, образующих регулирующие бюджетные доходы.

Следует также уделить внимание вопросу о взаимодействии органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления. Это взаимодействие обусловлено создавшейся в межбюджетных отношениях ситуацией в связи с формированием и распределением Фонда Финансовой Поддержки Муниципальных Образований (ФФПМО). Например, в Хабаровском крае в 1999 г. предполагалось получить 880,2 млн. руб. в качестве трансферта из федерального бюджета, и из ФФПМО оказать финансовую помощь в размере 1104,2 млн. руб. соотношение между этими цифрами говорит о том, что субъект Федерации вынужден принимать активное участие в решении межбюджетных проблем муниципальных образований.

Распространение средств ФФПМО осуществляется в соответствии с фиксированной формулой, учитывающей численность населения муниципального образования, долю детей дошкольного и школьного возраста в общей численности населения муниципального образования, долю лиц пенсионного возраста в общей численности населения муниципального образования, площадь территории муниципального образования, уровень душевой обеспеченности бюджетными средствами муниципального образования, а также другие факторы, определяющие особенности субъекта Российской Федерации. На сегодня такой формулы в распоряжении бюджетов субъектов Российской Федерации нет.

Перейти на страницу: 1 2

Статистика

Наши партнеры

Интересные факты

Причины существования монополий
Есть несколько причин существования монополий.
Способы взимания налогов
В налоговой практике существует три способа взимания налогов.
Сущность налогов
В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

О проекте

В большинстве стран мира налоги являются необходимым условием их существования, так как они обеспечивают до 90% бюджетных доходов.