Как видно, названные цели, во-первых, неодинаковы по значениям и масштабам и, во-вторых, находятся в тесной взаимосвязи. Чаще всего одна цель не может быть поставлена и достигнута вне зависимости от других. Например, невозможно представить стимулирование НИОКР без создания благоприятных условий накопления капитала, выравнивания конъюнктуры, совершенствование отраслевой структуры экономики, стабильного денежного обращения.
Итак, в дереве целей ГРЭ существуют не только отношения подчинения конкретных целей генеральной, но и отношения соподчинения и взаимосвязи между самими конкретными целями, т. е. конкретные цели внутри дерева могут быть первичными, вторичными, третичными и т. д.
Положения отдельных целей в дереве целей ГРЭ нестабильно. Оно постоянно изменяется в зависимости от хозяйственной ситуации, экономических задач, выступающих на передний план. В условиях кризиса первичной целью становится выход из него, в узком конкретном случае – оживление конъюнктуры. Все остальные цели отступают и подчиняются первичной. В условиях длительного дефицита платёжного баланса, роста внешней задолженности, уменьшение валютных резервов на первый план выступает первичная цель – оздоровление платёжного баланса и подчинённые ей цели – привлечение капитала в страну, повышение национальной конкурентоспособности на мировых рынках.
5 СРЕДСТВА ГОСУДАРСТВЕННОГО вмешательства 5.1Средства прямого государственного вмешательства
Средства государственного вмешательства подразделяются на прямые и косвенные. Средства прямого государственного вмешательства делятся на административные средства, целевое финансирование, система гос. закупок, участие государства в экономике в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта.
5.1.
1 Административные средства.
Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасности финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают меры запрета, разрешения и принуждения
.
Приведём несколько примеров по запретам и разрешениям. 1.Французские власти запретили строить новые промышленные предприятия в пределах Парижской агломерации, и для достижения этой цели они увеличили налоги на новые предприятия, не ввели «драконовские» штрафы (это были бы экономические меры), а просто прекратили выдачу лицензий на новое промышленное строительство.
2.Правительство Нидерландов разрешило использовать бывшую военно-морскую базу в качестве пассажирского и торгового порта, создав, таким образом, новую сферу приложения капитала. В результате в районе порта возросла хозяйственная активность.
3.Правительство Москвы запретило строить предприятия в пределах Москвы. Оно не увеличило налоги или штрафы, а просто прекратило выдачу лицензий.
4.В Кении правительство разрешило (раньше было запрещено) использовать государственный национальный парк в целях организационного туризма, чем использовать местные и иностранные туристические компании.
Меры принуждения можно показать тем, что государство обязывает промышленные предприятия организовывать на местах производственное обучение, создавать бытовые условия для рабочих, занятых на производстве.
Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера действия в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий для относительно слабо социально защищённых слоёв населения.
Однако в критических ситуациях их роль сильно возрастает, например, во время войны критического положения в экономике. Самыми крупномасштабными государственными административными акциями по регулированию экономики в послевоенных Западной Германии и Японии были денежная реформа и разукрупнение ведущих концернов.
Наряду с административными средствами следует отметить ещё одно неэкономическое средство регулирования – правительственные убеждения
. В ряде случаев правительство обращается с призывами к населению проявлять сдержанность в расходах, покупать больше отечественных и меньше импортных товаров, активнее участвовать в жилищном строительстве, покупать облигации государственного целевого займа.
В курсовой работе я решила, наиболее подробно, остановится на кредитно-денежной, бюджетно-налоговой и внешнеэкономической политике, так как это наиболее важные вопросы.
Основные инструменты государственного регулирования:
· фискальная политика, то есть политика в области правовых расходов и налогов;
· кредитно-денежная политика;
· политика регулирования доходов;
· социальная политика;
· государственное регулирование ценообразования;
· внешнеэкономическое регулирование.
5.2 Средства косвенного государственного вмешательства
Если прямое воздействие на экономику реализуется путем участия государства в смешанной рыночной экономике в качестве одного из субъектов, то косвенное регулирование означает, что государство помогает рыночной экономике решать макроэкономические проблемы, осторожно и постепенно влияя на рыночный механизм. Основными финансовыми методами косвенного влияния государства на рыночный механизм являются бюджетные и кредитные рычаги.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7
|