Как уже отмечено выше, расходы разных уровней бюджетов различаются в зависимости от функций, выполняемых разными уровнями власти.
Структура расходов каждого уровня интересна не как математические отношения. Она позволяет судить об устойчивости бюджета; отражает степень реализации концептуальных основ финансово-бюджетной политики, приоритетные направления при финансировании расходов; характеризует уровень отношений федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и так далее.
Система расходов федерального бюджета учитывает все общегосударственные потребности, финансирование которых является исключительной прерогативой государства.
Федеральный бюджет играет определяющую роль в реализации социально-экономической политики, проводимой в стране. Из Федерального бюджета на 100 % финансируются расходы на национальную оборону и на 93 % расходы на фундаментальные исследования. С принятием Налогового Кодекса и Бюджетного Кодекса осуществляется переход к новой системе принципов бюджетного федерализма и иной организации межбюджетных отношений. К принципам бюджетного федерализма можно отнести:
1. Создание трёхуровневой системы бюджетных отношений
2. Равенство (не тождество) бюджетных прав субъектов федерации
3. Самостоятельность каждого бюджета и высокую степень автономии региональных и местных бюджетов
4. Равенство региональных, местных и федеральных интересов, их тесную увязку между собой
5. Прозрачность межбюджетных отношений
Рассмотрим, прежде всего, характеристики федерального бюджета.
Таблица. Структура расходов федерального бюджета РФ за 1995, 1997 и 1999 годы.
Наименование расходов |
1995 год |
1997 год |
1999 год |
Государственное управление | 1,6 | 2,2 | 2,4 |
Международная деятельность | 8,4 | 1,9 | 6,4 |
Национальная оборона | 19,6 | 19,7 | 16,3 |
Правоохранительная деятельность | 5 | 8,8 | 9 |
Фундаментальные исследования и содействие НТП | 2,5 | 2,9 | 2,1 |
Промышленность, энергетика и строительство | 12,6 | 9,4 | 2,4 |
Сельское хозяйство и рыболовство | 3,7 | 3 | 1,6 |
Образование | 3,7 | 3,5 | 3,7 |
Здравоохранение и физическая культура | 1,7 | 2,2 | 1,7 |
Социальная политика | 1,8 | 3,4 | 7,3 |
Обслуживание государственного долга | 9,2 | 14,8 | 29 |
Финансовая помощь субъектам РФ | 12 | 12 | 7,5 |
Расходы целевых бюджетных фондов | 4,8 | 7,8 | 7,7 |
Перейти на страницу: 1 2 3
|