Защита прав потребителей антимонопольными органами в суде.
 

Защита прав потребителей, осуществляемая судом общей юрисдикции и ми­ровыми судьями (далее суды), обеспечивает наиболее полное восстановление нару­шенных прав потребителей путем удовлетворения имущественных и неимущест­венных ин­тересов потребителей, чьи права были ущемлены, и является важнейшим способом защиты прав потребителей.

Число исков о защите прав потребителей, как показывает статистика, публи­куемая Верховным Судом Российской Фе­дерации, постоянно растет. В 1998 году таких исков предъявлено - 27,1 тыс., в 1999 – 31,6 тыс., 2000 –46,9 тыс., 2001 – 42,6. В связи с введением института мировой юстиции меньшее число исков о за­щите прав потребителей предъявляется в районные суды. Так, в 2001 году район­ными судами рассмотрено 34,1 тыс. исков, мировыми судьями - 8,5 тыс. исков[25].

Защита прав потребителей в суде осуществляется, прежде всего, потребите­лями самостоятельно. Рост обращений потребителей в суд за защитой своих прав является результатом действия ряда факторов, в частности, проводимой антимоно­польными органами, органами местного самоуправления, общественными объеди­нениями потребителей политики, направленной на просвещение потребителей в об­ласти защиты их прав, возрастания активности указанных органов в оказании по­мощи потребителям в защите их прав в суде и, как результат, повышение правовой культуры потребителей.

Следует отметить, что уровень правовой обоснованности заявляемых потре­бителями исков возрос.

Значительно облегчает потребителям самостоятельную защиту прав в суде и предоставленные ему Законом Российской Федерации «О защите прав потребите­лей» процессуальные льготы: освобо­ждение потребителей от уплаты государственной пошлины и возможность предъ­явления потребителями исков не только по месту нахождение ответчика, но и по месту своего жительства или по месту причинения вреда (статья 17 Закона). В настоя­щее время процессуальные льготы, предоставляемые потребителям, закреплены в недавно принятом Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации (вводится в действие с 1 февраля 2003 г.). При этом в части выбора потребителем подсудности указанные льготы расширены по сравнению с установленными Зако­ном Российской Федерации «О защите прав потребителей». Согласно статье 29 указанного Ко­декса потребитель вправе по своему выбору предъявить иск в суд по месту житель­ства или месту пребывания истца либо по месту заключе­ния или месту исполнения договора. Иск к организации, вытекающий из деятельно­сти ее филиала или предста­вительства, может быть предъявлен также в суд по месту нахождения ее филиала или представительства. Иск к ответчику, место жительства которого неизвестно или который не имеет места жительства в Российской Федера­ции, может быть предъяв­лен в суд по месту нахождения его имущества или по его последнему известному месту жительства в Российской Федерации. Иски о возме­щении вреда, причинен­ного увечьем, иным повреждением здоровья могут предъяв­ляться истцом также в суд по месту его жительства или месту причинения вреда[21, с. 55-57].

Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» правом участия в судебном процессе в защиту прав потребителей в различных формах наделены также федеральный ан­тимо­нопольный орган и его территориальные управления, федеральные органы ис­пол­нительной власти (их территориальные органы), осуществляющие контроль за каче­ством и безопасностью товаров (работ, услуг), органы местного самоуправле­ния, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы).

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Статистика

Наши партнеры

Интересные факты

Причины существования монополий
Есть несколько причин существования монополий.
Способы взимания налогов
В налоговой практике существует три способа взимания налогов.
Сущность налогов
В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

О проекте

В большинстве стран мира налоги являются необходимым условием их существования, так как они обеспечивают до 90% бюджетных доходов.