Классификация налогов.
 

Поскольку в XVII в. стала появляться острая нужда государств Европы в налогах, среди ученых началась дискуссия, какие налоги лучше — прямые или косвенные. Этим было заложено одно из важных оснований для современной классификации налогов. По мере развития систем налогообложения изменялся характер клас­сификации налогов, появлялись новые признаки, характеризующие ту или иную налоговую систему.

При многочисленности и разнообразии налогов классификация позволяет устанавливать их сходство и различия. Особенности отдельных групп налогов требуют особых условий обложения и взимания, специфических административно-финансовых мер.

Этим объясняется как теоретическая, так и практическая ценность классификации налогов, т.е. разделения их на группы и подгруп­пы в соответствии с теми или иными признаками (основаниями) классификации (см. приложение 2).

В первую очередь различают прямые и косвенные налоги, и в основе такого деления могут лежать различные подходы и принципы (перелагаемость налога, способ обложения и взимания, пла­тежеспособность). В настоящее время деление налогов на прямые и косвенные связано в основном с подоходно-расходным принци­пом, установленным финансистами в начале XX в.

1) По способу взимания различают:

· прямые налоги, которые взимаются непосредственно с иму­щества или доходов налогоплательщика. Окончательным платель­щиком прямых налогов выступает владелец имущества (дохода).

· косвенные налоги (акцизы, пошлины) включаются в цену товаров и услуг. Окон­чательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара,

2) В зависимости от органа, который устанавливает и име­ет право изменять и конкретизировать налоги, под­разделяются на (см. приложение 3):

· федеральные (общегосударственные) налоги, элементы ко­торых определяются законодательством страны и являются еди­ными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган. Однако эти налоги могут зачис­ляться в бюджеты различных уровней (ст. 13 НК РФ);

· региональные налоги, отличительной чертой которых являет­ся то, что элементы налога устанавливаются в соответствии с за­конодательством страны законодательными органами ее субъектов (ст. 14 НК РФ);

· местные налоги, которые вводятся в соответствии с законода­тельством страны местными органами власти. Они вступают в действие только решением, принятым на местном уровне. Эти налоги всегда поступают в местные бюджеты (ст. 15 НК РФ).

3) По целевой направленности введения налогов различают:

· абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формиро­вания доходной части бюджета в целом;

· целевые (специальные) налоги, которые вводятся для фи­нансирования конкретного направления государственных расходов. Для целевых платежей часто создается специальный внебюджет­ный фонд.

4) По субъекту налогообложения (налогоплательщику) различают:

· налоги, взимаемые с предприятий и организаций;

· смежные налоги, которые уплачивают и физические лица, и юридические лица.

5) По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый пла­теж, различают:

· закрепленные налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет или 'внебюджетный фонд;

· регулирующие налоги — разноуровневые, т.е. налоговые пла­тежи поступают одновременно в различные бюджеты в пропор­ции, принятой согласно бюджетному законодательству.

6) По срокам уплаты налоговые платежи делятся на:

· срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определенно­му нормативными тегами;

· периодично-календарные налоги, которые в свою очередь подразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, по­лугодовые, годовые.

7) По характеру отражения в бухгалтерском учете различают налоги:

· включаемые в себестоимость (земельный налог, налог на пользователей автодорог, единый социальный налог);

· уменьшающие финансовый результат до уплаты налога на прибыль (налог на имущество, налог на рекламу);

· уплачиваемые за счет налогооблагаемой прибыли (налог на

· прибыль);

· уплачиваемые за счет чистой прибыли (сбор за право тор­говли);

· включаемые в цену продукции (акцизы, НДС, таможенные пошлины, налог с продаж);

· удерживаемые из доходов работника (налог на доходы физи­ческих лиц).

Для хозяйствующих субъектов последний признак классифика­ции является едва ли не важнейшим. Согласно нормативным пред­писаниям расходы по одной группе налогов включаются полнос­тью или частично в себестоимость продукции (работ, услуг), рас­ходы по второй группе относятся на финансовый результат, расходы по третьей группе можно финансировать лишь за счет чистой прибыли предприятия. Определяя порядок отнесения на­логовых платежей на те или иные статьи расходов, формируют финансовый результат деятельности предприятия.

Возможна классификация налогов и по другим основаниям. Так, в зависимости от характера связи двух элементов — «субъекта налогообложения» и «объекта налогообложения» — можно разли­чать: а) налоги, построенные по принципу резидентства; б) на­логи, построенные по принципу территориальности. В резиден­тских налогах субъект определяет объект налога, а в территори­альных налогах — наоборот. [4, 35с.]

Статистика

Наши партнеры

Интересные факты

Причины существования монополий
Есть несколько причин существования монополий.
Способы взимания налогов
В налоговой практике существует три способа взимания налогов.
Сущность налогов
В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

О проекте

В большинстве стран мира налоги являются необходимым условием их существования, так как они обеспечивают до 90% бюджетных доходов.