Поскольку в XVII в. стала появляться острая нужда государств Европы в налогах, среди ученых началась дискуссия, какие налоги лучше — прямые или косвенные. Этим было заложено одно из важных оснований для современной классификации налогов. По мере развития систем налогообложения изменялся характер классификации налогов, появлялись новые признаки, характеризующие ту или иную налоговую систему.
При многочисленности и разнообразии налогов классификация позволяет устанавливать их сходство и различия. Особенности отдельных групп налогов требуют особых условий обложения и взимания, специфических административно-финансовых мер.
Этим объясняется как теоретическая, так и практическая ценность классификации налогов, т.е. разделения их на группы и подгруппы в соответствии с теми или иными признаками (основаниями) классификации (см. приложение 2).
В первую очередь различают прямые и косвенные налоги, и в основе такого деления могут лежать различные подходы и принципы (перелагаемость налога, способ обложения и взимания, платежеспособность). В настоящее время деление налогов на прямые и косвенные связано в основном с подоходно-расходным принципом, установленным финансистами в начале XX в.
1) По способу взимания различают:
· прямые налоги, которые взимаются непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика. Окончательным плательщиком прямых налогов выступает владелец имущества (дохода).
· косвенные налоги (акцизы, пошлины) включаются в цену товаров и услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара,
2) В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, подразделяются на (см. приложение 3):
· федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган. Однако эти налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней (ст. 13 НК РФ);
· региональные налоги, отличительной чертой которых является то, что элементы налога устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов (ст. 14 НК РФ);
· местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти. Они вступают в действие только решением, принятым на местном уровне. Эти налоги всегда поступают в местные бюджеты (ст. 15 НК РФ).
3) По целевой направленности введения налогов различают:
· абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом;
· целевые (специальные) налоги, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для целевых платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.
4) По субъекту налогообложения (налогоплательщику) различают:
· налоги, взимаемые с предприятий и организаций;
· смежные налоги, которые уплачивают и физические лица, и юридические лица.
5) По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают:
· закрепленные налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет или 'внебюджетный фонд;
· регулирующие налоги — разноуровневые, т.е. налоговые платежи поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.
6) По срокам уплаты налоговые платежи делятся на:
· срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными тегами;
· периодично-календарные налоги, которые в свою очередь подразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые.
7) По характеру отражения в бухгалтерском учете различают налоги:
· включаемые в себестоимость (земельный налог, налог на пользователей автодорог, единый социальный налог);
· уменьшающие финансовый результат до уплаты налога на прибыль (налог на имущество, налог на рекламу);
· уплачиваемые за счет налогооблагаемой прибыли (налог на
· прибыль);
· уплачиваемые за счет чистой прибыли (сбор за право торговли);
· включаемые в цену продукции (акцизы, НДС, таможенные пошлины, налог с продаж);
· удерживаемые из доходов работника (налог на доходы физических лиц).
Для хозяйствующих субъектов последний признак классификации является едва ли не важнейшим. Согласно нормативным предписаниям расходы по одной группе налогов включаются полностью или частично в себестоимость продукции (работ, услуг), расходы по второй группе относятся на финансовый результат, расходы по третьей группе можно финансировать лишь за счет чистой прибыли предприятия. Определяя порядок отнесения налоговых платежей на те или иные статьи расходов, формируют финансовый результат деятельности предприятия.
Возможна классификация налогов и по другим основаниям. Так, в зависимости от характера связи двух элементов — «субъекта налогообложения» и «объекта налогообложения» — можно различать: а) налоги, построенные по принципу резидентства; б) налоги, построенные по принципу территориальности. В резидентских налогах субъект определяет объект налога, а в территориальных налогах — наоборот. [4, 35с.]
|