В настоящее время российская система социальных налогов состоит из:
единого социального налоги (ЕСН), который делится на платежи в федеральный бюджет, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
С начала 2002 г. согласно Федеральному закону от 15.12.01 № 167-ФЗ все налогоплательщики данного налога становятся также плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ — 14%;
страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев па производстве и профзаболеваний — тариф зависит от класса профессионального риска и варьирует от 0,2 до 8,5%.
Единый социальный налог введен в действие с 1 января 2001 г. Это налог заменил собой взносы непосредственно в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ. Следовательно, с введением ЕСН государственные внебюджетные социальные фонды (кроме фонда занятости населения) не ликвидируются. Для них устанавливается единая налоговая база — выплаты и вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц.
Назначение ЕСН — мобилизация средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь (ст. 234 Кодекса). Но ' теперь в отношении налогоплательщиков ЕСН налоговые органы проводят все предусмотренные законодательством мероприятия налогового контроля, взыскивают суммы недоимки, пеней и штрафов, проводят в установленном порядке зачет (возврат) излишне уплаченных сумм налога.
По сравнению с предыдущим периодом сокращению подвергся тариф в Фонд социального страхования с 5,4 до 4,0%, В целом шкала ЕСН стала регрессивной: чем выше средняя заработная плата на предприятии, тем меньше налогоплательщик отчисляет в социальные фонды. Регрессия социального налога составляет от 35,6 до 2%. Поэтому становится выгоднее зарабатывать большие деньги и показывать свои доходы для налогообложения.
Особо следует отметить, что порядок расходования средств указанных фондов, а также иные условия, связанные с использованием этих средств, устанавливаются законодательством РФ. Другими словами, за фондами остаются функции расходования средств по государственному пенсионному, социальному и медицинскому страхованию. Кроме того, сохранены особенности исчисления и уплаты взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в фонд обязательного медицинского страхования.
По сравнению с ранее установленным порядком законодательство расширило круг плательщиков налога. В их число вошли физические лица, выступающие в качестве работодателей и использующие наемный труд.
В качестве налогоплательщиков признаются (ст. 235 Кодекса):
1) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:
* организации;
* индивидуальные предприниматели;
* физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты.
В настоящее время действует норма, в соответствии с которой, если налогоплательщик относится к нескольким категориям налогоплательщиков, он признается отдельным плательщиком по каждому отдельно взятому основанию. Так, налогоплательщики являются плательщиками ЕСН как со своего дохода, так и с дохода, начисленного в пользу наемных работников. [2, стр 278-280]
|