Обложение налогом на добавленную стоимость охватывает товарооборот внутреннего рынка страны и оборот, складывающийся при осуществлении внешнеторговых операций'. В настоящее время в России (и в европейских странах) используется принцип места назначения: налог уплачивают при импорте товаров и услуг, но не взимают при их экспорте.
Налог на добавленную стоимость является косвенным многоступенчатым налогом. Основная функция налога — фискальная. Вся сумма поступлений НДС начиная с 2001 г. зачисляется в федеральный бюджет РФ.
По своей экономической сущности этот налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения. Добавленная стоимость выявляется как разница между стоимостью .реализованных товаров и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Поскольку величина НДС добавляется к цене товара, источником уплаты налога служат средства конечных покупателей. Для организаций НДС является транзитным налогом. Поэтому НДС, как и любой ценообразующий и транзитный налог, отвлекает часть оборотных средств предприятия и вызывает их недостаток.
Для расчета НДС в налоговое производство России введено применение счетов-фактур. Установлены определенные требования, предъявляемые к оформлению счетов-фактур (обязательные реквизиты, количество экземпляров, сроки оформления и доставки). Это приблизило отечественную практику налогообложения к инвойсному методу, или методу зачета по счетам. Суть этого метода заключается в следующем.
Налогоплательщик оформляет покупателю товара (работы, услуги) счет-фактуру, указывая в этом документе увеличенную на величину налога цену товара, а также отдельной строкой — сумму НДС. Из полученного от покупателя НДС налогоплательщик вычитает сумму налога, уплаченного им при покупке необходимых для производственных нужд товаров. Сумма разницы вносится в бюджет.
Следовательно, продавец товара не несет никакой экономической нагрузки, связанной с уплатой НДС, при покупке сырья и материалов, поскольку покупатель его товара компенсирует эти затраты. Процесс переложения налога завершается, когда товар приобретает конечный потребитель,
В связи с принятием части второй Налогового кодекса РФ внесены изменения и дополнения в порядок исчисления и уплаты НДС. В первую очередь это касается субъектов обложения НДС.
Согласно ст. 143 Кодекса налогоплательщиками данного налога признаются:
· организации;
· индивидуальные предприниматели;
· лица, осуществляющие перемещение товаров через таможенную границу РФ.
Характерно, что в число плательщиков НДС включены индивидуальные предприниматели. Это позволяет производить вычеты по товарам и услугам, приобретенным у индивидуальных предпринимателей, при условии, что последние реализуют товары, облагаемые НДС.
Впервые в законодательстве появилось положение об освобождении от исполнения обязанности налогоплательщика в зависимости от величины выручки от реализации. Так, организации и индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от уплаты налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца суммарная выручка от реализации товаров без учета НДС и налога с продаж не превысила 1 млн руб. Для получения освобождения в налоговый орган подаются заявление и документы, подтверждающие величину выручки. Срок подачи заявления — до 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица претендуют на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика.
Следует подчеркнуть, что по законодательству все плательщики НДС должны быть поставлены на учет в налоговом органе в течение 15 дней с момента государственной регистрации. Организации подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения организации и по месту нахождения каждого ее обособленного подразделения. Индивидуальные предприниматели должны встать на учет в налоговых органах по месту жительства в качестве налогоплательщиков. Иностранные организации имеют право встать на учет в налоговых органах по месту нахождения своих постоянных представительств в РФ. [2, стр 234-236]
|