Налог на добавочную стоимость.
 

Обложение налогом на добавленную стоимость охватывает то­варооборот внутреннего рынка страны и оборот, складывающий­ся при осуществлении внешнеторговых операций'. В настоящее время в России (и в европейских странах) используется принцип места назначения: налог уплачивают при импорте товаров и ус­луг, но не взимают при их экспорте.

Налог на добавленную стоимость является косвенным много­ступенчатым налогом. Основная функция налога — фискальная. Вся сумма поступлений НДС начиная с 2001 г. зачисляется в фе­деральный бюджет РФ.

По своей экономической сущности этот налог представляет со­бой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, со­здаваемой на всех стадиях производства и обращения. Добавлен­ная стоимость выявляется как разница между стоимостью .реали­зованных товаров и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Поскольку величина НДС добавляется к цене товара, источником уплаты налога служат сред­ства конечных покупателей. Для организаций НДС является тран­зитным налогом. Поэтому НДС, как и любой ценообразующий и транзитный налог, отвлекает часть оборотных средств предприя­тия и вызывает их недостаток.

Для расчета НДС в налоговое производство России введено применение счетов-фактур. Установлены определенные требова­ния, предъявляемые к оформлению счетов-фактур (обязательные реквизиты, количество экземпляров, сроки оформления и достав­ки). Это приблизило отечественную практику налогообложения к инвойсному методу, или методу зачета по счетам. Суть этого метода заключается в следующем.

Налогоплательщик оформляет покупателю товара (работы, ус­луги) счет-фактуру, указывая в этом документе увеличенную на величину налога цену товара, а также отдельной строкой — сум­му НДС. Из полученного от покупателя НДС налогоплательщик вычитает сумму налога, уплаченного им при покупке необходимых для производственных нужд товаров. Сумма разницы вносится в бюджет.

Следовательно, продавец товара не несет никакой экономичес­кой нагрузки, связанной с уплатой НДС, при покупке сырья и ма­териалов, поскольку покупатель его товара компенсирует эти за­траты. Процесс переложения налога завершается, когда товар при­обретает конечный потребитель,

В связи с принятием части второй Налогового кодекса РФ вне­сены изменения и дополнения в порядок исчисления и уплаты НДС. В первую очередь это касается субъектов обложения НДС.

Согласно ст. 143 Кодекса налогоплательщиками данного на­лога признаются:

· организации;

· индивидуальные предприниматели;

· лица, осуществляющие перемещение товаров через тамо­женную границу РФ.

Характерно, что в число плательщиков НДС включены инди­видуальные предприниматели. Это позволяет производить выче­ты по товарам и услугам, приобретенным у индивидуальных пред­принимателей, при условии, что последние реализуют товары, облагаемые НДС.

Впервые в законодательстве появилось положение об освобож­дении от исполнения обязанности налогоплательщика в зависимо­сти от величины выручки от реализации. Так, организации и инди­видуальные предприниматели могут быть освобождены от уплаты налога, если за три предшествующих последовательных календар­ных месяца суммарная выручка от реализации товаров без учета НДС и налога с продаж не превысила 1 млн руб. Для получения ос­вобождения в налоговый орган подаются заявление и документы, подтверждающие величину выручки. Срок подачи заявления — до 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица претендуют на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика.

Следует подчеркнуть, что по законодательству все плательщи­ки НДС должны быть поставлены на учет в налоговом органе в течение 15 дней с момента государственной регистрации. Орга­низации подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения организации и по месту нахождения каждого ее обособленного подразделения. Индивидуальные пред­приниматели должны встать на учет в налоговых органах по мес­ту жительства в качестве налогоплательщиков. Иностранные орга­низации имеют право встать на учет в налоговых органах по мес­ту нахождения своих постоянных представительств в РФ. [2, стр 234-236]

Статистика

Наши партнеры

Интересные факты

Причины существования монополий
Есть несколько причин существования монополий.
Способы взимания налогов
В налоговой практике существует три способа взимания налогов.
Сущность налогов
В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

О проекте

В большинстве стран мира налоги являются необходимым условием их существования, так как они обеспечивают до 90% бюджетных доходов.