Налоговая политика является одной из наиболее острых проблем современного государства, а ее разработка требует решения все более сложных задач. Одна из основных причин этого – интеграция национальных экономик и всемирная конкуренция за инвестиции. Актуальность данной работы определяется тем, что в условиях глобального экономического кризиса, в пучину которого продолжают погружаться практически все экономики мира, государства широко используют налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.
Налоговая политика – это совокупность мероприятий государства в области налогообложения. В теории налогообложения обычно выделяют три типа налоговой политики современного государства:
1. политика максимальных налогов, по принципу «взять все, что можно»;
2. политика разумных налогов, способствующая максимальному
развитию предпринимательства;
3. политика высокого уровня налогообложения при значительной
социальной защите населения.
Для России характерно сочетание первого и третьего типов налоговой политики. Налоговая политика находит свое выражение в видах и количестве установленных налогов, величинах налоговых ставок, установлении круга налогоплательщиков, налоговых льготах.
В конце 2008 года российские власти приняли решение стимулировать экономику в период кризиса через ряд налоговых льгот. Парламент рассмотрел и принял Федеральный закон от 26.11.2008 № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ». В первую очередь изменения касаются налога на прибыль и НДС.
С 1 января 2009 года ставка налога на прибыль организаций снижена с 24 до 20% за счет федеральной части налога. Кроме того, за субъектами Федерации сохраняется право понизить ставку налога в части, поступающей в региональный бюджет, – с 17,5 до 13,5%. Эта мера позволила не забирать в качестве налогов, а оставить работать в экономике свыше 400 млрд. рублей.
Амортизационная премия увеличена с 10 до 30%. Компании могут сразу списать в уменьшение налогооблагаемой базы до 30% первоначальной стоимости основных средств. Данная льгота действует в отношении основных средств со сроком полезного использования свыше трех и до 20 лет, приобретенных после 1 января 2009 года.
Проценты по кредитам можно в большем объеме учесть в расходах. Предельная величина процентной ставки по долговым обязательствам, которую можно учесть в расходах, для займов в иностранной валюте увеличена с 15 до 22%, для долговых обязательств в рублях – с 1,1 до 1,5 ставок рефинансирования ЦБ РФ. Это положение применяется к займам, привлекаемым в период с 1 сентября 2008 года по 31 декабря 2009 года.
Оптимизирован НДС по авансам и при осуществлении неденежных расчетов. С 1 января 2009 года налогоплательщики получили право принимать к вычету НДС по авансовым платежам в том налоговом периоде, в котором произведен платеж. По новым правилам поставщики обязаны выставить счета-фактуры не позднее пяти дней со дня получения авансов.
Отменен НДС при ввозе технологического оборудования. С начала 2009 года от уплаты таможенного НДС освобождается ввоз такого технологического оборудования, аналоги которого не производятся в России, – по перечню, утверждаемому Правительством РФ.
Упрощен порядок подтверждения ставки НДС 0% при экспорте товаров. Экспортеры получили право представлять в налоговые органы не таможенные декларации, а реестры таможенных деклараций с отметками таможенных органов. Также увеличен до 270 дней срок представления документов для подтверждения нулевой ставки по НДС при экспорте товаров. Увеличенные сроки будут действовать в отношении операций с товарами в период с 1 июля 2008 года по 31 декабря 2009 года.
|