Положительная разница между суммой, исчисленной исходя из вышеназванных ставок, и суммой фактически уплаченных процентов по полученным заемным денежным средствам подлежит включению для целей налогообложения в совокупный годовой доход.
Закон от 10 января 1997 г. сократил также возможности получения налоговой льготы на строительство жилых домов или покупку их. Теперь данная льгота предоставляется физическим лицам в пределах установленного законом пятитысячекратного минимального размера оплаты труда, учитываемого за трехлетний период.
Законодательство о подоходном налоге развивается в направлении наиболее полного учета доходов граждан и расширения базы обложения. Уловить все личные доходы в рыночной экономике — задача весьма непростая, что известно из опыта западных налоговых служб. В нашей стране задача усложняется тем, что из-за низкой заработной платы, невыплат ее, остановкой предприятий люди стали гораздо чаще менять место основной работы, начали активно искать дополнительные возможности заработка. Эти возможности предоставляют кооперативы, где большинство работников трудится по совместительству, малые предприятия, товарищества с ограниченной ответственностью. Широко практикуется работа по договорам подряда. Свобода торговли вызвала к жизни новый слой мелких предпринимателей, так называемых "челноков" — людей, совершающих челночные рейсы в страны ближнего и дальнего зарубежья с целью покупки и перепродажи различных товаров в розницу или мелким оптом. В этих условиях требуются новые формы налогообложения и новые методы работы налоговых служб. Бессмысленно пытаться контролировать доходы торговца-лоточника или "челнока" в надежде подучить полностью подоходный налог. Невозможно полностью выявить доходы, которые приносит торговый киоск или палатка, независимо от того, принадлежит она юридическому лицу или физическому. В первом случае следует взимать налог на прибыль и прочие, во втором — подоходный налог. Но всем прекрасно известно, что через палатку или киоск пройдет масса неучтенного товара. И никакие контрольно-кассовые машины при этом не помогут.
Следовательно, методы взимания налога должны быть адекватны формам предпринимательской деятельности. Говоря о малом бизнесе и предшествующем ему развитии кооперативной и индивидуальной трудовой деятельности, мы уже отмечали напрасно забытые нашими законодателями методы патентов и регистрационных удостоверений на занятие некоторыми видами предпринимательской деятельности. Самое время вернуться к ним вновь.
А по поводу доходов людей, имеющих более твердое и определенное место работы и несколько источников дохода, можно сказать, что в налоговые инспекции должны поступать сведения не только о дополнительных, но и об основных доходах. Тогда у них будет иметься полнота представлений о размерах подлежащего уплате подоходного налога. Но это потребует переоснащения налоговых служб, в первую очередь подразделений, занимающихся физическими лицами, компьютерной техникой. Можно не сомневаться, что расходы на компьютеры и разработку соответствующих программ окупятся в самые кратчайшие сроки.
В табл. 1 приведены некоторые данные, характеризующие финансовые показатели декларирования населения в Российской Федерации и в том числе в г. Москве в 1996 г. в существующих условиях. Напомним, что декларации подавались по доходам, полученным в 1995 г. Таблица 1. Декларирование совокупного годового дохода за 1995 г. физическими лицами
|
Показатели |
По России |
По г. Москве |
|
1 |
2 |
3 |
1 |
Количество сведений о доходах, |
|
|
|
полученных не по месту основной |
|
|
|
работы, млн. |
70,7 |
6,7 |
|
в том числе: |
|
|
|
на физических лиц, проживающих |
|
|
|
в данном районе, млн. |
39,7 |
0,5 |
2 |
Получены декларации, тыс. |
2693,8 |
86,2 |
3 |
Начислено дополнительно подо- |
|
|
|
ходного налога по полученным |
|
|
|
декларациям, без доначислений |
|
|
|
по проверкам, млрд. руб. |
1569,5 |
332,1 |
4 |
Доначислено по результатам про- |
|
|
|
верок деклараций, включая фи- |
|
|
|
нансовые санкции, млрд. руб. |
296,4 |
71,4 |
5 |
Количество деклараций, в которых |
|
|
|
облагаемый совокупный годовой |
|
|
|
доход превысил 50 млн. руб. |
53577 |
9589 |
|
в том числе: |
|
|
|
количество деклараций, в которых |
|
|
|
облагаемый совокупный годовой |
|
|
|
доход превысил 300 млн. руб. |
4817 |
1620 |
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
|