Основы налоговой системы.
 

По Закону Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” от 27 декабря 1991 г. под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему. Плательщиками налогов являются юридические и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и др. объекты, установленные законодательными актами. Один и тот же объект может облагаться налогом только один раз за определенный законом период налогообложения.

Налогоплательщик обязан:

своевременно и в полном размере уплачивать налоги;

вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности;

представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;

выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах;

и др.

Налогоплательщик имеет право:

пользоваться льготами по уплате налогов;

знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами;

обжаловать решения налоговых органов и действия их должностных лиц;

и другие права.

Налоговая система России включает в себя три категории налогов: федеральные, республиканские (краев, областей) и местные.

Федеральные налоги устанавливаются Государственной Думой России и взимаются на всей ее территории. В их число входит пятнадцать видов налогов. Семь из них являются источниками формирования федерального бюджета: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы банков, налог на доходы от страховой деятельности, биржевой налог, налог на операции с ценными бумагами и таможенная пошлина. Два вида федеральных налогов - отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и отчисления в дорожные фонды - служат источником формирования одноименных внебюджетных фондов. Средства от трех федеральных налогов - гербового сбора, государственной пошлины и налога с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, - зачисляются в местные бюджеты. Два важнейших налога - налог на доход (прибыль) предприятий и подоходный налог с физических лиц - служат для регулирования поступлений в республиканские (краевые, областные) и местные бюджеты. Доля этих налогов, отчисляемая в соответствующий бюджет, устанавливается местными органами власти при утверждении этих бюджетов.

Ставки налогов республик, краев и областей, как правило определяются органами власти этих административно-территориальных образований и имеют силу на их территории. Вместе с тем сами эти налоги являются общеобязательными, то есть устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и действуют во всех республиках, краях и областях. К ним относятся платежи за пользование природными ресурсами, лесной доход, плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, и налог на имущество предприятий.

Широк перечень местных налогов, устанавливаемых органами власти краев, областей, иных административно-территориальных образований. Некоторые общеобязательные налоги, такие, как налог на имущество физических лиц, земельный налог, местные налоги за пользование природными ресурсами, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, также относятся к категории местных налогов. Решением Верховного Совета Российской Федерации в 1993 г. этот перечень дополнен двумя новыми налогами двумя новыми налогами: целевым сбором на нужды образовательных учреждений и налогом на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы для предприятий, имеющих такие объекты на своем балансе, но отказывающихся от их содержания.

Статистика

Наши партнеры

Интересные факты

Причины существования монополий
Есть несколько причин существования монополий.
Способы взимания налогов
В налоговой практике существует три способа взимания налогов.
Сущность налогов
В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

О проекте

В большинстве стран мира налоги являются необходимым условием их существования, так как они обеспечивают до 90% бюджетных доходов.