- при повышении ставов за определенные пределы налоговые поступления могут сокращаться;
- при одинаковом уровне ставок личных и реальных налогов и налоговые доходы государства будут одинаковыми;
- перераспределительное влияние налогов на потребление затрагивает и доходы, и расходы налогоплательщика.
В отношении налогов на факторы производства (труд, земля и капитал) эти правила и выводы таковы:
- налог повышает общую норму прибыли на фактор производства, сокращает предложение этих факторов и понижает чистую норму прибыли;
- перераспределение налогового бремени также зависит от эластичности спроса и предложения;
- решающее влияние эти налоги оказывают на доходы, а не на расходы домашних хозяйств;
- налог на доходы от капитала приобретает прогрессивный характер, а налог на заработную плату – регрессивный;
- конечный результат от изменений в обложении факторов производства зависит от структуры рынка, коллективных договоров и условий конкуренции.
Существенным моментом при оценке эффективности налоговой системы страны является также учет административных издержек и затрат налогоплательщиков на соблюдение налогового законодательства. Как правило, административные издержки составляют небольшую долю в налоговых доходах государства, а затраты налогоплательщиков значительно превышают административные издержки.
Эти общие положения относятся не ко всем видам налогов. Существенное значение имеют следующие замечания:
- универсальный (всеобщий) налог на потребление не оказывает влияние на выбор товаров, акцизы же такое влияние оказывают;
- подоходный налог влияет на выбор между настоящим и будущим потреблением, а универсальный налог на потребление такого влияния не оказывает;
- частичный налог на доходы от капиталов нарушает инвестиционный процесс;
- при росте налоговых ставок эффективность налоговой системы сначала повышается и достигает своего максимума, а затем начинает снижаться;
- издержки прогрессивного подоходного обложения значительно выше, чем издержки пропорционально обложения;
- выбор между налогами является, как правило, взвешенным компромиссом между эффективностью налоговой системы и ее справедливостью с точки зрения распределения налогового бремени;
- распределительную систему можно сделать наиболее оптимальной, применяя налогообложение товаров, связанных с досугом и потребляемых лицами с высокими доходами, с одной стороны, и субсидированием товаров, потребляемых обычно лицами с низкими доходами, для которых эти товары являются заменителем досуга, - с другой.
Общие принципы построения налоговых систем находят конкретное выражение в общих элементах налогов, которые включают субъект, объект, источник, единицу обложения, ставку, льготы и налоговый оклад.
Субъекты налога выступают либо в виде налогоплательщика (физические и юридические лица), несущего юридическую ответственность за уплату налога, либо в виде носителя налога или конечного налогоплательщика, который формально не несет юридической ответственности, но является фактическим плательщиком через законодательно установленную систему переложения налогов.
Объектом, или предметом, налогообложения выступают различные виды доходов, сделки (по купле-продаже товаров и услуг), а также различные формы накопленного богатства или имущества. Предмет обложения неразрывно связан с источником налога – национальным доходом, как так все предметы обложения представляют собой ту или иную форму реализации национального дохода. Одновременно отдельные формы этого дохода (заработная плата, прибыль, процент, рента) имеют самостоятельное значение, и поэтому предмет обложения и источник налога не всегда совпадают.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
|