Налоговая система России представлена совокупностью налогов , сборов , пошлин и других видов платежей , взимаемых в установленном порядке с плательщиков – физических и юридических лиц на территории Российской Федерации. Замечу , что бюджетная система любой страны без налогов , как рыба без воды . Следует различать несколько видов налогов . Налоги делятся ( по методу их установления )на :
I. прямые
II. косвенные
Первый вид налога устанавливается непосредственно на доход и имущество физических и юридических лиц . К ним относятся : подоходный налог , налог на прибыль , ресурсные платежи , налог на имущество . Вторые же относятся на товары и услуги оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф (система ставок платы за различные производственные и непроизводственные услуги , предоставляемые хозяйствующим субъектам и гражданам). К ним относятся : НДС
, акцизы , таможенные пошлины , налог на операции с ценными бумагами и другие .
Также различают деление налогов по территориальной принадлежности :
I. федеральные налоги
II. республиканские налоги
III. местные налоги
Первые взимаются на всей территории РФ (налог на прибыль , НДС
, таможенный тариф, акцизы на отдельные виды товаров и другие ) . Вторые устанавливаются законодательными актами РФ , взимаются на всей ее территории , но конкретные ставки налогов определяются либо законами республик , входящих в РФ , либо уполномоченными органами краев , областей , автономий и так далее ( налог на имущество предприятий , лесной доход , сбор за регистрацию предприятий и другие ) . Третьи устанавливаются законами и законодательными актами РФ , но объект налогообложения , налогоплательщики , налоговые ставки и порядок зачисления сумм по земельному налогу определяется Земельным кодексом и Законом РФ «О плате за землю» (земельный налог , сбор за право торговли , налог на рекламу и другие).
Существует классификация видов налогов по объектам налогообложения :
I. налоги на имущество
II. ресурсные налоги (включая земельный налог)
III. налоги на доход или прибыль
IV. налоги с действия (хозяйственные акты , финансовые операции , обороты по реализации )
V. прочие налоги , охватывающие некоторые налоги и разовые сборы .
Данная совокупная классификация позволяет четко определить место того или иного налога в консолидированной схеме налогообложения , что немаловажно при исследовании отдельных частей налоговой системы . Предпринимателям необходимо знать какой налог на что направлен и куда его нужно платить ( однако есть субъекты хозяйственной деятельности которых даже интересует , куда дальше пойдут деньги выплаченные в покрытие налога ).
Следует обратить внимание на то , что из данной классификации следует , что налог на добавленную стоимость является косвенным федеральным (частично местным) налогом с действия . Это позволяет понять , что НДС – это налог относится на товары и услуги , устанавливается на федеральном уровне законодательными актами РФ , взимается на всей ее территории и является налогом с действия , то есть охватывает обороты по реализации ,по передаче и другим действиям .
Необходимо отметить , что налог на добавленную стоимость играет на сегодняшний день огромное значение для пополнения бюджета Российской Федерации . Поступление от НДС в 1998 году составило 28,9%
от всего общероссийского поступления налогов в бюджет наибольшая доля налога в налоговых сборах ; налог на прибыль составлял только 21,9% от общих поступлений ) , в 1997 году доля НДС в общих поступлениях налогов в федеральный бюджет увеличилась в среднем на 10%
и составила – 39%
( в то время как доля налога на прибыль уменьшилась в среднем на 4% и составила 18%). Это свидетельствует о неизменно возрастающей роли налога на добавочную стоимость в формировании доходов бюджета РФ . Совершенно очевидно, чем выше доля конкретного налога в общей налоговом поступлении , тем более значимым признается этот налог . Из этого следует , что налог на добавленную стоимость является одним из самых значимых налогов в Российской Федерации .
|