Сторонники второй концепции полагают, что бюджет должен балансироваться в ходе экономического цикла за счет налоговых поступлений, а не ежегодно. Правительство в период спадов производства увеличивают расходы и снижет налоги, что ведет к росту дефицита бюджета. Зато в период экономического подъема оно сокращает расходы и увеличивает налоговые платежи в бюджет, что увеличивает излишек доходов. В результате по окончании промышленного цикла излишек доходов покроет дефицит, который образовался в результате спада производства и налоговых потерь. Проблема заключается в том, что спад производства и его подъем могут быть разной длительности и глубины.
Третья концепция – концепция функциональных финансов. Её представители утверждают, что главной целью финансов является обеспечение макроэкономическое равновесия, даже если это приведет к дефициту госбюджета. По их мнению, во-первых, макроэкономическое равновесие вызовет экономический рост, а он – увеличение национального дохода, значит, и налоговых поступлений в бюджет; во-вторых, правительство всегда может повысить налоги, выпустить дополнительное количество денег и, следовательно, устранить дефицит; в-третьих, бюджетный дефицит не сказывается негативно на экономике.
В условиях формирования рыночной экономики бюджеты государств стран СНГ дефицитны. Правительством предпринимаются определенные меры для уменьшения бюджетного дефицита. Бюджетный дефицит порождает государственный долг. Государственный долг – это сумма задолженности страны другим странам, своим или иностранным юридическим и физическим лицам. Рост государственного долга наблюдается практически во всех странах, что объясняется хронической дефицитностью государственных финансов.
Различают внутренний и внешний долг. Внутренний долг – это долг государства населению, предприятиям, организациям своей страны, внешний – это задолженность гражданам, организациям, правительствам других стран.
Таким образом, налоговые поступления представляют собой средства юридических и физических лиц перечисленные в республиканский и местные бюджеты. Они являются основным фактором преодоления возможных непредвиденных государственных расходов, недополученных сумм налоговых платежей в бюджет (налоговых потерь). Возникшие налоговые потери зачастую становятся следствием неоправданно высокого уровня налогового бремени, экономического спада в производстве и экономике, развитием теневого сектора рынка.
|