Первая предусматривает общий высокий уровень налогообложения в сочетании с системой высоких социальных выплат (Швеция).
Вторая – умеренный уровень налогообложения и сдержанную политику социального обеспечения.
При этом каждая из них плавно эволюционировала от крутой прогрессии в налоговых ставках основных доходных налогов к более пологим и даже к «плавным» системам обложения доходов.
Во второй половине 80-х – начале 90-х годов ХХ века ведущие страны мира, такие, как США, Великобритания, Германия, Франция, Япония, Швеция провели налоговые реформы, направленные на ускорение накопления капитала и стимулирование деловой активности.
Зарубежное налоговое законодательство идет по пути перехода от принципа «больше произвел – больше заплатил» к принципу «больше налогов платит тот, кто больше имеет и потребляет».
При этом самые большие налоги в Европе взимаются в Скандинавских странах и государствах Бенилюкса. Самый большой совокупный налог в Швеции – 55%, в странах южной Европы налоговое бремя значительно легче – менее 35% в Испании и Португалии.
Достаточно эффективно работает налоговая служба Франции.
Первым важнейшим принципом налогового контроля в этой стране является соблюдение критерия экономической целесообразности, соответствие целей контроля и затраченных средств.
Другим важнейшим принципом является соблюдение гарантий и прав налогоплательщика. Действует презумпция «добропорядочности» налогоплательщика. Если налогоплательщик задекларировал свои доходы, в срок уплатил налоги, то он пользуется всеми гарантиями и правами. При судебных разбирательствах в первую очередь проверяется, не были ли нарушены права налогоплательщика. К лицам, уклоняющимся от налогообложения, не будут применяться гарантии, так как они нарушили принцип обязательности уплаты налогов.
В ряде случаев налоговые органы обязаны давать письменные разъяснения нормативных актов в форме инструкций и циркуляров. Кроме того, налоговая администрация обязана в письменной форме отвечать на вопросы налогоплательщика. Эти ответы в случае необходимости налогоплательщик может использовать для своей защиты в суде.
Во Франции налоговая служба включает три уровня:
q национальный уровень (Управление национальных и международных проверок, Управление проверок налогового положения, Национальное Управление налоговых расследований);
q региональный уровень (Управление Центрального региона);
q низовое звено (налоговые управления департаментов).
По состоянию на 2001 год численность аппарата налоговой службы Франции составляет более 80 тыс. человек (для сравнения, в РФ по данным МНС - более 145 тыс. человек).
Показателями эффективности налогового контроля являются количество проверок, которые проводит один проверяющий в год. К качественным показателям относятся:
q во-первых, сумма доначисленных налогов, при этом обязательно указывается причина доначислений (сознательное уклонение, забывчивость, небрежность) и действия, предпринятые для уплаты налогов в полном объеме;
q во-вторых, соотношение между затраченными средствами и общей величиной доначисленных сумм.
Санкции за налоговые правонарушения устанавливаются налоговой службой и применяются автоматически.
Если налогоплательщик считает, что взыскание штрафа было неправомерным, он может оспорить его в суде.
В том случае, если в нарушении законодательства виноват банк (что бывает крайне редко), налогоплательщик должен урегулировать свои отношения с банком, в том числе переложить на него соответствующие санкции. Налоговая служба в эти отношения не вмешивается.
Споры между налоговыми органами и налогоплательщиками возникают в основном тогда, когда сумма налоговых обязательств частично или полностью опротестовывается налогоплательщиком.
В целом же налоговый процесс в развитых западных странах довольно усложнен. Использование нормальных, предусмотренных законом путей урегулирования споров часто оказывается чрезмерно дорогим, причем для обеих сторон, и поэтому приходится изобретать более упрощенные средства и пути решения спорных вопросов. В США, например, в последнее время стали вводиться в практику такие методы, как регулирование спорных вопросов в порядке согласования позиций до представления налоговой отчетности; выпуск рекомендательных инструкций по решению наиболее часто встречающихся спорных вопросов; программы по уменьшению спорных ситуаций в отдельных отраслях; применение ускоренных и упрощенных процедур решения вопросов.
Для предприятий, не представивших налоговую декларацию, налоговые органы определяют сумму налоговых обязательств расчетным путем, исходя из данных по аналогичным предприятиям. Если декларация представлена позже 30 дней после получения специального уведомления, также считается, что она не представлена. В этом случае налогоплательщик теряет право на состязательную процедуру и на него ложится бремя доказательств. Сумма налога устанавливается по максимуму.
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|