На сегодняшний день российская экономика находится на труднейшем рубеже , преодоление которого можно сравнить с закатыванием огромного камня на гору : чуть стоит споткнуться и этот камень понесется вниз по склону горы , возможно даже задавив того , кто его толкал , но необходимо сделать решающий шаг , последнее усилие , для того чтобы закатить камень , лишь только это сможет поставить окончательную точку в общих стараниях .
Налоги играют далеко не последнюю роль в решении поставленных государством проблем выхода из сложившейся в России ситуации , следовательно , рассмотрев досконально все проблемы , связанные со сбором , учетом , начислением налогов , можно возвести надежную опору , плацдарм для дальнейших действий в экономике страны . Так перейдем же к рассмотрению проблем , связанных с налогом на добавленную стоимость – одного из звеньев налоговой системы .
Первая проблема , нуждающаяся в решении ,- это проблема оптимизации налоговых ставок НДС , обеспечив сохранение за этим налогом ведущего места в системе доходных источников бюджета . Следует сказать , что , с одной стороны , в случае принятия сравнительно низкой ставки налога на добавленную стоимость доходы бюджета , связанные с этим налогом существенно сократятся , что незамедлительно повлияет на расходные статьи бюджета – этого нельзя допустить , так как государственный бюджет попросту «потеряет» дополнительные финансовые средства , которые могли быть направлены на инвестиции в промышленность . С другой же стороны в случае завышения ставок НДС , государственный бюджет также может недополучить финансовые средства из-за того , что часть предприятий уйдет в теневую экономику в связи с нежеланием платить высокий налоги ( производимая ими продукция или услуги не смогут выдержать достойной конкуренции на рынке , так как НДС заставит их товар «подорожать» и он не будет пользоваться спросом ) . Делая из вышесказанного вывод , скажу , что для российских условий хозяйствования (так как было выше сказано , что в Великобритании основная ставка НДС составляет 15% - это , очевидно в свое время также вытекало из определенных условий хозяйствования в данной стране ) возможные предельные границы налога на добавленную стоимость в России составляют от 14% до 22% , а оптимальная ставка – 18%. Сравнивая данную величину с реальной ставкой налога на товары , не обладающие льготой налогообложения по НДС (20%) , получим , что она отличается от оптимальной на 2% , но попадет в интервал , характеризующий благоприятные значения ставки НДС , что свидетельствует о возможности субъектов хозяйственной деятельности уплачивать налог по данной ставке . Для решении данной проблемы , по моему мнению , необходимо определить для государства сферы приоритетных интересов , то есть куда оно хотело бы инвестировать (вкладывать) свои денежные ресурсы в первую очередь и , исходя из этого, пользоваться регулирующей функцией НДС . К примеру , для Российской Федерации необходимо поднять отрасль черной металлургии ( допустим , эта отрасль является сферой приоритетных интересов для России ), но особенно необходимо стимулировать производства , скажем , листового проката . Тогда государство идет на временные уступки металлургам : оно снижает НДС с реализации произведенного в России металлопроката с 20% до 15% . Это непосредственно способствует уменьшение цены проката , а следовательно , и бремени , ложащегося на конечного потребителя ( т.к. НДС , как уже неоднократно , отмечалось больно бьет именно по конечным потребителям товаров и услуг ) . Из-за снижения цен на прокат постепенно растет и спрос на данный прокат , а отсюда появляются у предприятий дополнительные средства для расширения собственных производств (при определенных условиях отечественный прокат может составить конкуренцию и западным аналогам на мировом рынке , что способствует долгожданному подъему в отрасли ). Но из вышесказанного не следует делать выводы о том , что предоставление льгот по налогообложению государству всегда выгодно . В последнее время замечена тенденция на сокращение предоставления льгот тем или иным отраслям промышленности , не говоря уж об отдельных субъектах хозяйствования . Это связано с тем , что за последние годы было сделано слишком много льгот по налогообложению , что привело непосредственно к «утечке» денежных средств из федерального бюджета . Поэтому следует уделить особое внимание исследованию , которое позволило бы выявить приоритетные сферы влияния государства в России сегодня .
Следующая проблема , связанная с налогом на добавленную стоимость состоит в ложном экспорте товаров из России , по которым начисляется НДС . Это производится с целью освобождения от налога на добавленную стоимость , так как товары , экспортируемые за пределы государств-участников стран СНГ , не облагаются от данного налога . Некоторые предприятия несмотря на противозаконность этих действий сначала оформляют реализуемый товар как идущий на экспорт , а затем пытаются его реализовать в России (стоимость продаваемого товара без учета НДС представляется для его покупателя очень выгодной , в связи с чем товар продается довольно-таки быстро ). Но данная проблема на сегодняшний день решается сравнительно быстро таможенными органами Российской Федерации . Так как они обладают всеми необходимыми полномочиями .
|