Камеральные и выездные налоговые проверки.
 

Камеральные проверки проводятся по месту нахождения налогового органа. Основание - налоговые декларации и документы, представленные налогоплательщиком (ст. 89 НК РФ).

Согласно ч. 2 ст. 88 НК РФ проводить проверку можно без специального решения, в соответствии со своими служебными обязанностями.

Цель камеральной проверки – выявить и устранить ошибки , допущенные в декларации. В функции камеральной проверки не входит обязательная фиксация тех налоговых правонарушений, которые не связаны с ошибками в декларации.

Камеральная проверка проводится в течение 3-х месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

При выявлении ошибок в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок. НК РФ прямо не определяет форму сообщения налогоплательщику о допущенных им нарушениях, что по разному оценивается судами в случае подачи искового заявления.

Привлечение налогоплательщиков и налоговых агентов к ответственности за налоговые правонарушения при камеральной проверке несколько противоречит сущности этой проверки. Ведь именно налоговый орган осуществляет контроль за правильностью заполнения налоговых деклараций в целях выявления ошибок и информирование налогоплательщиков и налоговых агентов о правилах заполнения деклараций и необходимости исправления ошибок, допущенных ими как при исчислении и уплате налогов, так и при заполнении деклараций. Ст. 88 НК РФ не содержит упоминания о том, что по результатам камеральной налоговой проверки может быть составлен акт, на основании которого может быть начата процедура привлечения налогоплательщика к ответственности. Это дает основание полагать, что выявленные при камеральной проверке ошибки и расхождения могут квалифицироваться как технические ошибки. Иными словами, налогоплательщик добросовестно представил все данные, но при заполнении налоговой декларации допустил арифметические или другие непреднамеренные ошибки, возможно, повлиявшие на результат. Учитывая, что позиция законодателя по этому вопросу выражена не достаточно внятно, любая кассационная инстанция вправе применить норму ст. 3 НК РФ: все неустранимые сомнения и неясности актов законодательства о налогах и сборах трактуются в пользу налогоплательщика.

Выездные налоговые проверки проводятся на основании решения руководителя налогового органа. Она может проводиться по одному или нескольким налогам и не может продолжаться более 2-х месяцев 9в исключительных случаях срок проведения выездной налоговой проверки может быть продлен вышестоящим налоговым органом до 3-х месяцев. При проведении выездных налоговых проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируется предмет проверки и сроки ее проведения. Справка о проведении выездной налоговой проверки имеет следующее процессуальное значение:

q во-первых, с момента ее составления исчисляется срок для оформления результатов выездной налоговой проверки в форме акта налоговой проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ);

q во вторых, она является свидетельством проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика или налогового агента по конкретным налогам за определенный налоговый период, что по общему правилу исключает повторную налоговую проверку по одним и тем же налогам за один и тот же период (кроме случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку (часть 3 ст. 87 НК РФ).

По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки руководитель налогового органа выносит решение либо о привлечении налогоплательщика или налогового агента к налоговой ответственности, либо об отказе в привлечении к ответственности. А при отсутствии оснований для отказа от привлечения к ответственности, руководитель налогового органа принимает решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Статистика

Наши партнеры

Интересные факты

Причины существования монополий
Есть несколько причин существования монополий.
Способы взимания налогов
В налоговой практике существует три способа взимания налогов.
Сущность налогов
В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

О проекте

В большинстве стран мира налоги являются необходимым условием их существования, так как они обеспечивают до 90% бюджетных доходов.