Если гражданина или предпринимателя любой страны мира спросить, доволен ли он действующей в его стране налоговой системой, вряд ли он ответит утвердительно. А ответ россиянина, скорее всего, будет сопровождаться отрицательными эмоциями.
Действующая ныне система налогообложения была введена в 1991-1992 гг. К этому периоду собственной налоговой теории как таковой в РФ не существовало. У истоков налоговых законов в 1981-1992 гг. стояли иностранные специалисты, плохо знающие реальные условия России, её бухгалтерский учет, состояние общественной «налоговой морали». Недаром международный эксперт М. Хадсон заметил, что «Российская налоговая система сейчас стимулирует биржевые спекуляции, а не производство…»
Принятые в 1991 году налоговые законы, были подготовлены в течение ограниченного времени и не отличались глубиной проработки. Специалисты же Министерства финансов РФ, государственной налоговой службы, которые проходили в целях повышения квалификации стажировки в Дании, Голландии, ФРГ, как правило, были подготовлены в течение ограниченного времени и не отличались глубиной проработки.
В работе исследованы основные причины налоговых правонарушений, выявить и выделены тенденции, наблюдаемые в развитии налоговых правонарушений. Используемые источники позволяют сделать вывод, что данная проблема актуальна и неустанно изучается как экономистами, так и юристами. Наиболее интересные предложения и направления работы в этой области приведены в работе. К сожалению, многие из них носят чисто декларативный характер.
Но налоги – это одна из самых формализуемых частей общественных договоренностей. Если налоги платятся неохотно и их собираемость невелика, значит, налогоплательщики считают, что сумма, которую они должны отдать на содержание государства, не соответствует его полезности. Собираемость налогов в России далеко не полная, нелегальный бизнес составляет до 25% ВВП.
Согласно ст. 57 Конституции РФ, конституционной обязанностью каждого является платить законно установленные налоги и сборы. Невыполнение этой обязанности несет в себе общественную опасность. В России же еще не осознается вся тяжесть и антиобщественный характер неуплаты налогов, деяния, вред от которого должен оцениваться не только ростом дефицита бюджета, а также и тем, что подрываются основы самой рыночной экономики, основы конкуренции, поскольку неплательщики заведомо ставятся в более выгодное положение на рынке товаров и услуг. Бюджет и экономика страдают от недостатка финансовых ресурсов, поэтому государство вынуждено увеличивать ставки налога, расширять налоговую базу, прибегать к новым видам налогов, что ведет страну в экономический тупик.
Переориентация главной функции налоговой системы с фискальной на стимулирующую, подкрепленная мерами по организационно-методическому совершенствованию деятельности самих налоговых органов, позволит без ущерба для экономики в полной мере использовать налоговые рычаги государственного регулирования для создания предпосылок экономического роста, притока инвестиций, а также, соблюдению налоговой дисциплины. Все это, безусловно, является надежным фундаментом стабильных поступлений в бюджет.
|