Основные виды налогов
 

К недостаткам традиционной классификации следует отнести пута­ницу, которая порождается включением или не включением в число на­логов взносов на социальное страхование и других взносов и сборов обя­зательного характера. В одних странах эти обязательные отчисления производятся в независимые от государственного бюджета фонды, в дру­гих – они поступают непосредственно в федеральный бюджет, в третьих странах сочетаются элементы двух вышеуказанных систем (смешан­ный вариант). Как сторонники включения, так и сторонники не включения обязательных взносов на социальное страхование и иные соци­альные цели в число налогов приводят весьма убедительные аргумен­ты. Сторонники включения таких взносов в число налогов справедли­во отмечают их обязательный характер, жесткую законодательную регламентацию, говорят о том, что плательщику в принципе все равно, пойдут его деньги в бюджет или какой–нибудь независимый фонд. Сторонники не включения, несомненно, правы, когда напоминают о возвратном (в перспективе) характере таких отчислений, особенно для лиц, занятых наемным трудом, т.е. о том, что если все обязатель­ные платежи называть налогами, то возникнет смешение понятий, оп­ределяющих разные предметы и процессы. Наконец, они указывают на то, что в ряде стран в системах взносов на социальное страхование есть элементы выбора и добровольности, что несовместимо с платежа­ми налогового характера.

Сложности установления четкой классификации увеличиваются и в связи с тем, что в ряде стран параллельно со взносами на социальное страхование (обязательными и добровольными) существуют налоги на выплачиваемую заработную плату (на фонд заработной платы). Последние могут иметь характер целевых налогов, что сближает их со взносами социального назначения.

Для международных сопоставлений обычно применяется система налоговой классификации Организации экономического сотрудниче­ства и развития (ОЭСР). В тех же случаях, когда речь идет о налого­вом законодательстве отдельной страны или дается характеристика особенностей отдельных видов налогов, применяются методики и трактовки, принятые в национальном законодательстве.

Если применяется вариант группировки, отличный от методики ОЭСР или национального законодательства страны, о которой идет речь, то эти отличия оговариваются особо и дается характеристика примененной методики.

Классификация ОЭСР является наиболее детальной, подробной и в то же время самой простой. Каждый налог отнесен к определенной груп­пе, подгруппе и имеет свой кодовый номер. Основанием для отнесения того или иного налога к определенной группе служит объект налогооб­ложения. Взносы на социальное страхование для целей обобщения ста­тистических данных, их сопоставления и анализа тенденций по всем странам условно отнесены к налогам, но выделены в отдельную груп­пу. Близкие по характеру налоги на фонд оплаты труда, на выплачен­ную заработную плату и т.д. объединены в группу «Налоги на зара­ботную плату и рабочую силу». Внутри групп налоги подразделяются на периодические и непериодические, на взимаемые с физических и с юридических лиц, а также по другим существенным признакам.

Дробность в подразделении видов налогов и однородность объедине­ния объектов классификации в разряды и группы, позволяют не только анализировать и сопоставлять данные по отдельным налоговым группам, но и при соблюдении определенных правил производить корректную перегруппировку данных для конкретных целей исследования. Так, объ­единение групп «Взносы на социальное страхование» и «Налоги на зара­ботную плату и рабочую силу» может дать исходную информацию об уровне налогообложения расходов на выплату заработной платы и жалования в каждой отдельной стране. При этом, разумеется, следует помнить о возможной специфике взносов на социальное страхование.

С классификацией ОЭСР схожа классификация, применяемая МВФ (Международным валютным фондом). В ней практически пол­ностью совпадают принципы формирования и названия основных групп (разделов) налогов по ОЭСР, но классификация МВФ менее подробна (особенно в отношении налогообложения товаров и услуг). Кроме того, существует ряд различий в группировках и названиях от­дельных рубрик.

Сильно отличается от классификаций ОЭСР и МВФ классифика­ция по Системе национальных счетов (СНС) и по Европейской системе экономических интегрированных счетов (ЕСЭИС). СНС использует подход, очень схожий с рассмотренной выше «традиционной» налого­вой классификацией. Налоги подразделяются на прямые и косвенные, при этом в число налогов не включаются взносы на социальное стра­хование, а таможенные налоги, сборы и пошлины выделяются в само­стоятельный раздел. Пошлины, сборы и налоги на использование от­дельных видов товаров и услуг или на разрешение использовать товары или осуществлять определенные виды деятельности, объединяемые в один раздел классификациями ОЭСР и МВФ, здесь включаются в разные разделы.

Перейти на страницу: 1 2 3

Статистика

Наши партнеры

Интересные факты

Причины существования монополий
Есть несколько причин существования монополий.
Способы взимания налогов
В налоговой практике существует три способа взимания налогов.
Сущность налогов
В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

О проекте

В большинстве стран мира налоги являются необходимым условием их существования, так как они обеспечивают до 90% бюджетных доходов.