Невозможность поддерживать эффективную конкуренцию на общем рынке при сохраняющихся различиях во взимании косвенных налогов отмечалась в документах Комиссии ЕС с конца 60-х годов. Налог на добавленную стоимость (НДС) заменил целую серию других косвенных налогов, регрессивный характер которых лишь камуфлировал рост налогового бремени.
Система налогообложения, базирующаяся на НДС, дает возможность изымать налоги частями, постепенно. Под обложение попадают все продажи фирмы, но налоги, уплаченные в результате промежуточных покупок, в дальнейшем вычитаются из общей суммы. Этот метод, известный как “налоговый кредит”, вносит в налоговую систему элемент саморегулирования, что улучшает порядок изъятия налогов. Главное преимущество НДС в том, что на каждой стадии производства можно вычислить сумму уплаченного налога. Это позволяет, например, точно рассчитывать налоговые скидки на экспорт и предотвращать нарушения при предоставлении экспортных субсидий. Кроме того, использование такой многоуровневой налоговой шкалы уменьшает сумму налога при производстве товаров в рамках одной фирменной структуры ( или ассоциации предприятий ) и тем самым стимулирует вертикальную интеграцию фирм.
С 1977 г. налог на добавленную стоимость рассчитывается в ЕС по единой системе, хотя сохраняется значительная дифференциация по количеству ставок и по их уровням. В Дании, например, одна ставка процента, в Ирландии и Португалии - 4, а в Бельгии - целых 7. Величина же НДС варьируется от 38% на некоторые предметы роскоши в Италии до 0% на товары первой необходимости в Великобритании и Ирландии ( таблица 2 ). Значительно больший разрыв существует в акцизах, особенно на вино и спиртные напитки. Все вместе это дает довольно значительные отклонения цен на один и тот же товар в разных странах, ведет к злоупотреблениям и ущемлению конкуренции.
Исходя из этого в Белой книге ( 1987 г. ) КЕС предложила комплекс мер по сближению налоговых ставок НДС и акцизов стран-участниц в рамках программы создания единого рынка. Базовый уровень НДС определен в пределах 14-20%; льготные ставки ( на продукты питания, медикаменты, книги и т.п. ) - 4-9%; повышенные ставки - на топливо, табак и алкоголь.
Таблица 2 Ставки процента НДС в странах ЕС (по состоянию на 31 декабря 1992 г.)
| Стандартная | Льготная | Повышенная | НДС в % к ВВП |
Бельгия | 19 | 6 и 17 | 25 и 33 | 7,67 |
Дания[К1] [1] | 22 | - | - | 9,68 |
Германия | 14 | 7 | - | 6,34 |
Испания | 12 | 6 | 33 | 4,50 |
Франция | 18,6 | 5,5 и 7 | 33,3 | 9,19 |
Греция | 18 | 6 | 36 | 5,00 |
Ирландия[2] | 25 | 10 | - | 8,22 |
Италия | 18 | 2 и 9 | 38 | 5,48 |
Люксембург | 12 | 3 и 6 | - | 6,04 |
Нидерланды | 20 | 6 | - | 6,83 |
Великобритания | 15 | - | - | 5,22 |
Португалия | 16 | 8 | 30 | 4,75 |
|