Важнейшее место в деловой жизни предпринимателя занимают отношения, возникающие по поводу уплаты налогов. Они затрагивают как сферу бизнеса, когда зайдёт речь об уплате налогов из прибылей, как частную сферу, когда дело касается налогов из личных доходов. Как правило; - подчёркивает А. Маршал, «существует общее правило: когда некий налог оказывает давление на любой фактор, используемый одной группой лиц в производстве товаров или услуг, предназначенных для продажи другим лицам, он ведёт к сдерживанию производства. Это в свою очередь приводит к переложению значительной части налогового бремени на потребителей…».
Основными элементами налоговой системы являются виды налогов и принципы их начисления – налоговые ставки и налоговая база. Существенное воздействие на функционирование налогового механизма оказывают налоговые льготы.
Налоговые ставки – определенная доля дохода (прибыли, имущества), подлежащая перечислению в бюджет в виде налога, то есть «налоговые ставки устанавливаются обычно в процентах к сумме дохода (имущества) на основе прогрессивной шкалы. По мере роста суммы дохода (имущества), подлежащего обложению налогом, растет и его доля, изымаемая в бюджет». Величина налоговых ставок может быть пересмотрена правительством в случае, если размеры налоговых изъятий не соответствует целям и задачам экономической стратегии государства, по отношению к развитию экономики. Их изменения могут осуществляться в сторону повышения, если правительство ставит целью увеличить приток средств в государственную казну и изъять средства у предприятий и населения. Величина налоговых ставок является предметом постоянных дискуссий, ожесточенной предвыборной борьбы правительств во всех странах поскольку их изменение оказывает непосредственное влияние на личные доходы и финансовые активы предприятий и затрагивает жизненные интересы всех слоёв населения.
Тенденция к повышению налогов характерна для сильных централизованных государств, стремящихся сконцентрировать в своих руках как можно больший объём финансовых ресурсов с целью последующего воздействия через бюджет на развитие экономики. Однако чем большая часть дохода имеется государством в качестве налогов, тем меньше стимулов к её получению.
Чрезмерно высокие налоговые ставки вызывают снижение активности предпринимателей, что автоматически ведёт к падению доходов и соответственно, к сокращению средств поступающих в бюджет в качестве налогов.
По имени американского экономиста обосновавшего в конце 70-х начале 80-х г.г. необходимость снижения федеральных налогов в США, была вызвана кривой Лаффера, которая показывает, что по мере роста налоговых ставок К общая сумма поступлений в бюджет R растёт. При этом значение ставки К* соответствует максимальному объёму финансовых средств в бюджет R*.
К – налоговая ставка на доходы;
R – общая сумма налоговых поступлений;
К* - ставка налогов, обеспечивающая максимальный уровень налоговых поступлений;
Q – пороговое значение в динамике кривой.
После прохождения значения Q последующие увеличение ставок К ведёт не к росту налоговых поступлений, а к их сокращению, в силу того что дальнейшее увеличение налогов подрывает заинтересованность предпринимателей в наращивании объёмов производства.
Налоговая сетка – законодательно закрепляет долю дохода, выраженную в процентах, подлежащих перечислению в бюджет в зависимости от его величины. Необходимо особо подчеркнуть что «налоговая сетка устанавливается на основе принципы прогрессивного обложения, когда больший доход обкладывается по более высокой ставке. В результате по мере роста доходов в них растёт доля, изымаемая в качестве налога». При прогрессивной системе построения налоговых ставок с ростом доходов всё большая часть их денежного выражения поглощается бюджетом. Предельным случаем является ситуация, когда весь доход, получаемый сверх какого – либо определённого уровня, может быть перечислен в бюджет. Если речь идёт о прибыли, то в итоге по мере роста доходности предприятия и достижения прибылью какого либо предела, заинтересованность предприятия в повышении эффективности своей работы ослабляется, а затем и вовсе исчезает. Эта зависимость вынуждает тщательно разрабатывать прогрессивные ставки налогообложения для каждой категории доходов.
|