В Российской Федерации действуют разнообразные налоговые льготы при обложении прибыли, которые постоянно дополняются и изменяются. Нестабильность налоговых льгот и их большое количество осложняют расчеты налога на прибыль и работу налоговых органов.
При обложении прибыли юридических лиц налоговые льготы имеют большое социально-экономическое значение. С одной стороны, они облегчают финансовое положение плательщика и даже при высокой ставке налога не препятствует его развитию, а с другой, выполняет регулирующую роль. Государство в условиях рынка с помощью изменения налоговых льгот оказывает воздействие (стимулирующие или сдерживающее) на процесс производства. Льготы дают плательщику дополнительный капитал для хозяйственных нужд, однако в России эта их роль заметно не проявлялась.
Действующие налоговые льготы можно распределить на несколько групп. Первая группа льгот касается прибыли, расходуемой на инвестиции; вторая имеет социально-культурной направление; третья стимулирует развитие малого бизнеса и, наконец, четвертая группа относится к определенным группам плательщиков.
К первой группе относятся налоговые льготы, создающие условия для увеличения капитальных вложений.
Прибыль предприятий, направленная на финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения, а также на погашение банковских кредитов, полученных и использованных на эти цели, освобождается от налогообложения. Эта льгота предоставляется предприятиям, осуществляющим развитие собственной производственной и непроизводственной базы, при условии полного использования ими сумм начисленного взноса на последнюю отчетную дату. При предоставлении льготы по прибыли, используемой на капитальные вложения, принимаются фактически произведенные в отчетном периоде затраты независимо от срока окончания строительства и ввода в эксплуатацию основных средств, учтенных по счету "Капитальные вложения". Из указанных затрат исключаются суммы износа, начисленного по основным средствам, принадлежащим предприятию, с начала года на отчетную дату по счету "Износ основных средств".
Прибыль для целей налогообложения уменьшается на сумму отчислений в резервные и другие аналогичные фонды до достижения размеров этих фондов, установленных учредительными документами, но не более 25% уставного фонда. При этом сумма отчислений в указанные фонды не должна превышать 50% налогооблагаемой прибыли предприятия. Такие фонды создают возможность предприятию для расширения объема производства.
Дивиденды, выплачиваемые предприятиями физическим лицам, в случае из инвестирования внутри предприятия на реконструкцию, расширение производства и другие исходные цели не подлежат обложению налогом на прибыль.
Большое экономическое значение имеет налоговая льгота, предоставляемая предприятиям на проведение и организацию НИОКР, а также в Российский фонд фундаментальных исследований, Российский фонд технологического развития, но не более чем в общей сложности 10% от налогооблагаемой прибыли, и добровольные взносы в Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции.
Государственные предприятия имеют право исключать из налогооблагаемой прибыли суммы, направляемые на погашение государственного целевого кредита, полученного для пополнения оборотных средств, в пределах сроков его погашения.
Вторая группа налоговых льгот включает освобожденную часть прибыли, которая затрачивается на содержание объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры, спорта, детских дошкольных учреждений и детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, коммунально-бытовой сферы и жилого фонда.
Из налогооблагаемой прибыли исключаются суммы:
- на содержание находящихся на балансе предприятий объектов социально-культурного назначения, жилого фонда, а также на аналогичные цели при долевом участии предприятий в соответствии с утвержденными местными органами власти нормативами;
- взносов на благотворительные цели, в экологические и оздоровительные фонды, на восстановление культурного и природного наследия, общественным организациям инвалидов, их предприятиям и учреждениям, а также средств, перечисленных предприятиям, учреждениям, организациям здравоохранения, народного образования, социального обеспечения и спорта, но не более 3% облагаемое налогом прибыли, а госучреждениям культуры, искусства, кинематографии - не более 5% облагаемой налогом прибыли;
Перейти на страницу: 1 2 3
|