Все инвестиционные обязательства в существенной степени финансировались льготными кредитами Японского банка развития. Источником этих средств были фонды, которые удалось мобилизовать в банковской системе, где существовал жесткий контроль со стороны центрального банка за процентными ставками и «почтовыми» сбережениями населения (во многом похожие на счета в Сберегательном банке). Все проекты жестко оценивались и контролировались банком, что обеспечило аккуратное возвращение средств.
Таким образом, японская модель развития демонстрирует прекрасный пример взаимодействия государства и частного сектора экономики, что в конечном итоге приводит к впечатляющим результатам.
Наконец, тайваньская модель
сочетает ряд инструментов японской и американской модели. Однако главным является создание государством частных механизмов координации инвестиционных решений. Модель опирается на то, что частные фирмы, работающие на экспорт, наилучшим образом знают рынок и потенциал инвестиционных проектов. Вокруг этих фирм образуется сеть поставщиков, которые естественным образом координируют свои планы с «головной» компанией. Задача государства - активно поддерживать эти группы, а также через финансирование проектно-конструкторских бюро, агентств по техническому обслуживанию и научных лабораторий обеспечивать равный доступ всех участников сети к новейшим технологиям и их равноправное участие в разработке нового продукта и инвестиционных планов. Ключевым звеном и залогом успеха является, таким образом, экспортный «тест». Успешное его прохождение открывает доступ к льготным кредитам.
Таким образом, ключевым для реализации эффективных моделей инвестиционной политики является создание целого ряда институтов, необходимых для создания благоприятного инвестиционного климата. Одновременно, любая успешно действующая модель опирается на фундамент рыночной системы и наиболее полным образом использует сильные стороны национальной экономики.
Существует множество противоположных мнений о роли инвестиций в экономике России. Одни указывают на многократное сокращение объемов капиталовложений, устаревание и износ основных производственных фондов за время рыночных реформ и считают, что нам нужно вернуться к норме накопления
начала 90-х гг. (30-35% ВВП, сейчас - 15%) [60, 62], чтобы обеспечить инвестиционные потребности всех отраслей и секторов хозяйства. Где, норма накопления - доля средств в общем объеме полученного дохода, выделенных как накопления, инвестиции. В макроэкономическом аспекте норма накопления выражает долю средств, выделяемых государством для достижения будущих целей, вкладываемых в инвестиции, в общем объеме национального дохода страны. Она может изменяться в широких пределах, от 10 до 40% [22] в зависимости от проводимой инвестиционной политики. Другие придерживаются мнения, что России инвестиции вообще не нужны.
В краткосрочном плане темпы ВВП действительно более тесно связаны преимущественно с некапиталоемкими факторами развития. На макроуровне это: снижение инфляции, профицит государственного бюджета, реформирование институциональной среды и др. На микроуровне - так называемая защитная реструктуризация предприятий и компаний, связанная со снижением издержек, сокращением численности рабочей силы, энергопотребления, закрытия части неэффективных производств.
Однако на этапе среднесрочного и долгосрочного роста роль инвестиций резко возрастает. Это вызвано необходимостью решения проблем, связанных с глубокими структурными и воспроизводственными диспропорциями, которые достались нам от планового хозяйства (повышенная энергоемкость производства, экономически неэффективное размещение предприятий, нерациональное использование земельных ресурсов, высокая доля неконкурентоспособной продукции, гипертрофированное развитие отраслей тяжелой промышленности). На корпоративном уровне необходимость крупных инвестиций связана с переходом от защитной реструктуризации к стратегической, которая включает в себя переход к новым продуктам, рынкам, управленческим технологиям, структурам собственности, финансов и корпоративного управления.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
|