Механизм государственного регулирования инвестиционными процессами представляет собой совокупность инструментов и методов воздействия государства на инвестиционную политику субъектов хозяйствования.
Условно государственные инструменты инвестиционной политики можно подразделить на три группы: макроэкономические, микроэкономические и институциональные.
К макроэкономическим относятся инструменты, определяющие общеэкономический климат инвестиций, а именно влияющие на процентную ставку, темпы роста экономики и внешнеторговый режим (определяются комплексом мер бюджетно-налоговой политики). К микроэкономическим относятся меры, воздействующие на отдельные составляющие инвестиций или на отдельные отрасли: налоговые ставки, правила амортизации, гарантии, льготные кредиты. Институциональные инструменты позволяют достичь координации инвестиционных программ частных инвесторов и включают государственные органы инвестиционной политики, объединения предпринимателей, информационные системы.
В свою очередь перечисленные инструменты можно подразделить на инструменты прямого и косвенного воздействия (рис. 1.3.1).
Рис. 1.3.1 - Инструменты государственного регулирования инвестиционной деятельности.
1. К инструментам правового регулирования относят следующие:
- разработка, принятие и издание нормативных правовых и индивидуальных актов;
- заключение договоров;
- принятие государственных инвестиционных программ;
- система реализации и соблюдения инвестиционного законодательства.
2. К административным инструментам относят:
- регистрация;
- лицензирование;
- квотирование;
- применение системы санкций и ограничений;
- разработка и утверждение приказов, распоряжений, указов и т.д.;
- введение административных мер (изъятий ограничительного характера);
- согласительно-разрешительные (распорядительные процедуры);
- управление государственной собственностью.
3. К экономическим инструментам относят:
3.1. Активно-структурные инструменты:
а) государственная поддержка:
- прямая (финансами, гарантиями);
- косвенная (квотами, тарифами и пошлинами, льготами, отдельными соглашениями, затрагивающими будущие расходы государства);
- стимулирующий характер механизма изъятия;
- инвестиционные и реинвестиционные скидки;
- продажа или использование на выгодных условиях различных объектов недвижимого имущества (имущественных прав);
б) государственное финансирование инвестиций (через бюджет развития, стабилизационный фонд, налоговое кредитование и т.д.);
в) государственное участие:
- государственные закупки;
- государственное потребление;
- защита инвестиций;
г) прямое проектное финансирование;
д) управление внешним долгом.
3.2. Фискально-структурные инструменты (инструменты бюджетно-налоговой политики):
- доходные статьи бюджета;
- расходные статьи бюджета;
- специальные налоговые режимы;
- дифференциация налоговых ставок;
- освобождение от налогов;
- налоговые льготы;
- экспортные и импортные пошлины и сборы;
- дотации, субсидии, субвенции;
- амортизационная политика.
3.3. Монетарные (инструменты денежно-кредитной политики):
- регулирование эмиссии общей денежной массы;
- установление предельных ставок банковского ссудного процента;
- льготные займы;
- операции на рынке ценных бумаг;
- антиинфляционные меры;
- регулирование процентной ставки по операциям Центрального Банка;
- рефинансирование коммерческих банков;
- регулирование нормативов обязательных резервов коммерческих банков. [15, 31]
Все вышеперечисленные инструменты должны иметь информационно-аналитическое обеспечение.
Государство должно выделять бюджетные средства на реализацию инвестиционных проектов, т.к. повышение инвестиционной ориентации бюджетной системы - важнейшая задача государства на современном этапе.
Прямое финансирование инвестиционных проектов из государственного бюджета или предоставление льготных инвестиционных кредитов государственным финансовым институтам – важнейший источник средств на капитальные вложения во многих странах мира. Государственное финансирование инвестиционных проектов практикуется и в России. Однако специфические особенности экономического развития нашей страны и некоторые проблемы по распределению средств из бюджета не всегда позволяют в полной мере осуществлять планируемое финансирование. Предоставление финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных отраслей производства не является актуальным для большинства регионов России. Скорее всего, это связано с ограниченностью бюджетных средств. Однако предоставление бюджетных субсидий инвесторам на оплату части процентов за пользование кредитами позволит активизировать инвестиционную деятельность.
|