Сразу отмечу, что этот пункт действителен только для приказа от 30 января 1997 года № 35 и описан исключительно для возможности проследить порядок отмен льгот. Льготы по таможенным платежам для беженцев, вынужденных переселенцев и граждан переселяющихся в Российскую Федерацию на постоянное место жительства уже описаны выше.
В отношении транспортных средств перемещаемых через российскую таможенную границу и не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, новые таможенные правила претерпели существенны изменения и по вопросам льготного налогообложения. В "Общих правилах перемещения через таможенную границу РФ транспортных средств физическими лицами" по сравнению с ранее действовавшим порядком перемещения произошла трансформация налоговых льгот: заметно сократилось число освоосвобождений от уплаты таможенной пошлины и соответственно увеличилось количество льгот виде снижения ставки пошлины до 0,3 ЭКЮ за 1 куб. сантиметр объема двигателя. Главная причина произошедших изменений состоит в том, что отсутствие четкого механизма и бесконтрольность при освобождении от уплаты таможенной пошлины с перемещаемых через границу транспортных средств стали еще одно «дырой», из-за которой казна не дополучала значительные средства. Так, напри мер, в ходе проверок Дальневосточной транспортной прокуратуры было установлено, что основная масса паспортов моряка, по которым ранее можно было беспошлинно ввозить автомобиль, выдается людям, не имеющим никакого отношения к морю16. Только через Холмскую таможню, что на Дальнем Востоке, за 1996 год было ввезено 1900 машин, и все до одной - по паспорту моряка. А в целом по Дальнему Востоку ежеквартально ввозилось более 10000 автомобилей, не облагаемых налогами. Выявлены многочисленные факты, когда рыболовецкие суда брались в аренду коммерческими структурами не для промысла рыбы, а для беспошлинного ввоза машин. Причем в ряде случаев после получения коммерсантами значительной прибыли на торговле автомобилями суда просто бросали в море без надзора, что стало серьезной проблемой, угрожающей безопасности судоходства.
Новый порядок перемещения транспортных средств физическими лицами был призван заткнуть эту «дыру», через которую российский бюджет нес многомиллиардные убытки. Сейчас правом беспошлинного ввоза одного транспортного средства наделяется единственная истинно оставшаяся категория настоящих льготников - это беженцы и вынужденные переселенцы. Правда, это преимущество они утрачивают, если везут новый автомобиль с объемом двигателя, который превышает 1599 куб. сантиметров. Но при этом следует отметить, что возможность беспошлинного ввоза часто используют для «черной растаможки». Вконец отчаявшихся людей используют в автомобильном бизнесе. Уже с привязкой к новым Правилам оформляют на человека документы как на вынужденного переселенца, обещают определенную сумму и сажают его в машину, оформленную на его имя. И после того, как машина ввезена в Россию заключают договор купли продажи, естественно, в пользу заказчика.
Все остальные категории физических лиц - «льготников» (лица, работающие на российских судах, члены экипажей российских воздушных судов, дипломатические курьеры Министерства иностранных дел РФ) по Правилам получили льготы в виде снижения ставки таможенной пошлины (снижения единой ставки таможенных платежей с 1 ЭКЮ до 0,3 ЭКЮ). Никто из льготников не может ввезти иностранный автомобиль без уплаты 0,3 ЭКЮ за 1 куб. сантиметр объем двигателя, как новый (без совокупного таможенного сбора), так и подержанный (п. 6 "б" Постановления Правительства РФ от 18 июля 1996 года № 808).
Как мы видим, список лиц, которым предоставлены льготы по уплате таможенных платежей в отношении иностранного транспорта хотя и расширен Постановлением Правительства РФ № 808, а, следовательно, и на его основе общим правилами, но количество льгот и порядок их предоставления ужесточены. При этом условия предоставления льгот зависят от трех факторов. Прежде всего, во-первых, от страны ввоза, во-вторых, от технической характеристики, новизны автомобиля, в- третьих, от лица, его перемещающего.
|