Доходы бюджета
складываются преимущественно из налогов на физических и юридических лиц, внешнеторговых пошлин и других аналогичных источников, а также из выручки от приватизации государственных предприятий и дивидендов от находящихся в государственной собственности акций приватизированных предприятий (пока этот важнейший источник практически не используется).
За годы реформ налоговые доходы государства резко сократились, что связано с сокращением налогооблагаемой базы из-за спада производства, с начатой в 1992 г. и не доведенной до конца налоговой реформой, низким внутренним спросом, уходом бизнеса в теневую экономику, массовыми уклонениями от уплаты налогов. Россия вот уже лет пять похожа на латиноамериканскую страну по структуре распределения доходов населения. На 20% россиян приходится 47% доходов. Причем эти 20% не платят налогов с трех четвертей своих доходов, чего как раз и не хватает для исполнения государством социальных обязательств.
Годовой прирост недоимок в бюджет (без внебюджетных фондов), % ВВП
Недоимки |
1992 г. |
1993 г. |
1994 г. |
1995 г. |
1996 г. |
1997 г. |
1998 г., первое полугодие |
В федеральный бюджет |
0,3 |
1,2 |
2,0 |
2,1 |
1,0 |
1,2 |
2,1 |
В консоли- дированный бюджет |
0,5 |
2,0 |
3,0 |
3,9 |
1,7 |
2,9 |
3,9 |
Доходная часть бюджета систематически падает, а расходы государства
сокращаются медленнее и недостаточно для того, чтобы установилось бюджетное равновесие. Кроме того, в условиях хронического недовыполнения бюджетных планов по доходам секвестирование расходов проводилось под давлением лоббирующих групп (АПК, ВПК, банковский и минерально-сырьевой сектор и др.). В результате сложилась крайне нерациональная структура расходов, которая не способна обеспечить ни экономический рост, ни поддержание достаточного уровня социально-политической стабильности в обществе.
Расходы консолидированного бюджета (включая внебюджетные фонды и за вычетом погашений) по направлениям, % ВВП
Расходы |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
На органы государственной власти и управления |
0,6 |
0,9 |
1,1 |
0,7 |
0,8 |
1,1 |
1,1 |
На оборону |
4,7 |
4,4 |
4,4 |
3,0 |
2,9 |
3,0 |
2,1 |
На правоохранительные органы |
1,4 |
1,6 |
1,8 |
1,6 |
1,8 |
2,1 |
1,6 |
На науку |
0,6 |
0,6 |
0,5 |
0,3 |
0,4 |
0,4 |
0,2 |
На социальные и коммунальные услуги |
13,8 |
18,0 |
18,0 |
16,0 |
16,6 |
17,4 |
16,6 |
|
на образование |
3,8 |
4,3 |
4,4 |
3,6 |
3,8 |
4,1 |
3,6 |
|
на культуру, искусство, средства массовой информации |
0,6 |
0,6 |
0,7 |
0,6 |
0,5 |
0,6 |
0,4 |
|
на здравоохранение и физкультуру |
2,6 |
3,3 |
3,1 |
2,5 |
2,6 |
4,1 |
3,8 |
|
на социальное обеспечение |
6,8 |
9,7 |
9,7 |
9,3 |
9,7 |
8,7 |
8,7 |
На государственные услуги, предоставляемые народному хозяйству |
20,9 |
12,7 |
10,9 |
9,7 |
9,0 |
9,4 |
7,4 |
|